Билет №16. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации — предоставленная Российским государством беженцам и вынужденным

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации — предоставленная Российским государством беженцам и вынужденным переселенцам система прав, свобод, гарантий и возложенных в сфере государственного управления обязанностей, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.
Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой достаточно сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и другие элементы: принципы, правоспособность, гражданство, гарантии и т.д.
Содержание административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев, с точки зрения его внутренней структуры, определяется тремя элементами: правами, обязанностями и ответственностью.
Правоспособность беженцев и вынужденных переселенцев имеет вполне естественные различия, которые обусловлены разным характером их правовой связи с государством пребывания. Они могут проявиться, например, в том, что административная правоспособность беженца возникает с момента вступления его в правовые отношения с Российским государством (т.е. государством, гражданином которого он не является). Это не относится к вынужденным переселенцам, которые, являясь гражданами РФ, наделены правоспособностью с момента своего рождения.
Административная дееспособность беженцев и вынужденных переселенцев есть признанная способность приобретения ими: а) прав и обязанностей административно-правового характера; б) возможности реализации ими прав и обязанностей административно-правового характера.
Административная дееспособность беженцев и вынужденных переселенцев может регламентироваться, помимо норм российского административного законодательства, международными договорами с участием РФ.
Объем административной дееспособности беженцев и вынужденных переселенцев определяется объемом их административной правоспособности. Причем административная дееспособность беженцев (являющихся в основном иностранными гражданами) прекращается в связи с их смертью или выездом за пределы России.
Административные права беженцев и вынужденных переселенцев можно охарактеризовать как закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Административные обязанности беженцев и вынужденных переселенцев — выраженные в нормах административного права притязания государства к поведению указанной категории лиц.
Под административной ответственностью беженцев и вынужденных переселенцев следует понимать их ответственность перед органами государственного управления, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — перед судом за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм. Она выражается в применении к нарушителям установленных административных наказаний.
Признаки административной ответственности беженцев и вынужденных переселенцев:
- наступает при совершении беженцем или вынужденным переселенцем правонарушения;
- устанавливается преимущественно нормами административного права;
- субъектами административной ответственности являются беженцы и вынужденные переселенцы;
- наступает во внесудебном порядке;
- порядок наложения наказания регламентируется административно-процессуальными нормами;
- не влечет последствия в виде судимости;
- играет существенную роль в профилактике преступлений со стороны беженцев и вынужденных переселенцев.
Правовой статус вынужденных переселенцев также имеет свою специфику. По общему правилу, вынужденный переселенец — это гражданин России. Однако им может быть в соответствии с действующим отечественным законодательством иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае их законного нахождения на территории нашего государства. Следовательно, особенности правового статуса вынужденных переселенцев определяются комплексом прав, предоставляемых им отечественным законодательством как гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, и прав, предоставляемых лицу отечественным законодательством исключительно как вынужденному переселенцу.
Гарантированность административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. Гарантии необходимы не только для реализации прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, но и для их обязанностей. Они могут подразделяться на общие и специальные. Общие гарантии выступают в качестве определенных экономических, идеологических, политических условий и предпосылок, реально обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей. Под специальными (юридическими) гарантиями следует понимать совокупность правовых норм, посредством которых регламентируется порядок реализации и защиты прав и обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: