Пособие построено по тематическому принципу, охватывая темы из лекционной программы, темы семинарских занятий и темы, которые могут быть предложены для самостоятельного изучения. По каждой теме предлагаются списки докладов, вопросы для самоконтроля и практические задания. В конце тематических разделов представлены списки рекомендуемой основной и дополнительной литературы с указанием глав и параграфов, в которых освещается проблематика разделов.
В пособии также представлен примерный список экзаменационных вопросов с пояснением по структуре экзаменационного билета. В заключительной части разработки приводится список литературы, включающий в себя основную и дополнительную учебную литературу, научные, научно-популярные и справочные издания, а также список основных интернет-ресурсов по тематике курса «Языкознание». Предлагаемая дополнительная научная и научно-популярная литература предназначена для студентов, проявляющих интерес к углубленному изучению лингвистической проблематики. Выполнение заданий с использованием дополнительной литературы (рефераты, доклады, фрагменты лекций и др.) является одним из условий для получения положительной экзаменационной оценки.
При составлении пособия кроме сформулированных авторами вопросов и заданий были также использованы материалы из следующих пособий:
Артеменко Е.Б. Сборник упражнений и заданий и контрольная работа по курсу «Введение в языкознание». М., 1983.
Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач: Учебное пособие для вузов. М., 1998.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985.
Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.
Кондрашов Л.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М., 1991.
Малыгин В.Т. Методические разработки к проведению семинарских занятий по курсу «Введение в языкознание». Владимир, 1991.
Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. Руководство к работе над курсом. М., 1984.
Хроленко А.Т. Общее языкознание. Руководство к самостоятельной работе над курсом. М., 1981.