Практические занятия проводятся по наиболее важным для усвоения темам курса, их цель состоит в развитии самостоятельного мышления студентов, выработке умений применять на практике полученные знания, использовать исследовательские методы и приемы. Важно проявлять на практических занятиях максимальную активность, стремиться к самостоятельному решению конкретных задач, ответам на вопросы.
Разработка каждого из практических занятий включает в себя темы для докладов и вопросы для самоконтроля. По большинству тем в разработку включены также практические задания, а по завершении разделов приводятся списки рекомендуемой литературы для подготовки к семинарам. Можно рекомендовать следующую организацию подготовки к практическому занятию:
1. Распределить на уровне академической группы темы докладов, предполагающие основательную проработку ключевых моментов тематики соответствующего семинара. Подготовка доклада включает в себя анализ лекционного материала и расширенный поиск информации по теме с использованием как учебников, так и интернет-ресурсов. Необходимо разработать план доклада и построить текст выступления так, чтобы оно имело четкую логику изложения и содержало элементы анализа и рассуждения. Обязательным является наличие в докладе языковых примеров и текстовых иллюстраций, по возможности выступление сопровождается компьютерной презентацией.
2. Последовательно прочитать все вопросы и задания для самоконтроля, пытаясь по возможности дать ответы на вопросы и выполнить задания без использования пособий и иных учебных материалов;
3. Найти ответы на вопросы в рекомендованных пособиях и выполнить практические задания. При необходимости (особенно при отсутствии в записях лекций соответствующих сведений) следует делать компактные выписки из пособий, располагая их в тех же местах тетради с записями лекций, где зафиксирован соответствующий лекционный материал. Для этой цели тетрадь с записями лекций должна иметь достаточно широкие поля, Можно также делать дополнительные выписки по тому или иному материалу, при этом следует указывать для каждой выписки страницу источника, чтобы при необходимости было легко найти в нем соответствующее место. При подготовке к практическому занятию следует иметь в виду, что предлагаемый список литературы является лишь рекомендованным, но не обязательным. Разумеется, можно использовать и любые другие пособия. Важно лишь, чтобы в процессе подготовки к практическому занятию были найдены ответы на максимальное количество вопросов и были выполнены по возможности все практические задания. Ответы на все вопросы по теме могут содержаться не в одном учебнике, а в нескольких, так как нередко учебные пособия дополняют друг друга, помогая создавать более полную картину изучаемого явления. Желательно поэтому изучать материал не по одному, а по нескольким учебным и научным источникам, что позволяет сопоставлять различные интерпретации того или иного лингвистического явления, вырабатывать свое отношение к разным точкам зрения. Ответ на тот или иной конкретный вопрос не обязательно искать во всех предложенных пособиях, корректировка ответа в любом случае дается на практическом занятии. Обязательным является использование словарей лингвистических терминов и лингвистических энциклопедических словарей.
4. В случае, если ответы найдены не на все вопросы, следует эти вопросы заранее выписать, чтобы получить ответ на них на практическом занятии. Это относится и к практическим заданиям.
5. При подготовке к занятию следует вести рабочие записи: обязательно выписывать определения, выделяя в них ключевые моменты; составлять опорный конспект или схему ответа на вопрос, требующий реферативного изложения материала; записывать свои рассуждения по вопросам, на которые в учебниках не содержится прямого ответа.