В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- подходы по выявлению и предупреждению социальных проблем трудовых коллективов и конфликтных ситуаций;
- основные объективные причины конфликтов;
- основные субъективные причины конфликтов;
- объективно-субъективные причины конфликтов;
- организационно-управленческие причины конфликтов;
- социально-психологические причины конфликтов;
- личностные причины конфликтов;
- сущность конструктивных (функциональных) и деструктивных (дисфункциональных) функций конфликта;
- причины конфликтов в производственных организациях;
- условия, способствующие конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными;
- психологические последствия внутриличностных конфликтов (личностная и ситуационная тревожность, фрустрация, агрессия, апатия, регрессия);
- роль механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта;
- условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов;
|
|
- сущность действий по предупреждению конфликтов;
- сущность действий по разрешения конфликтов;
- основные стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение;
- методологию использования сетки Томаса – Килменна;
- сущность переговорного процесса как формы регулирования конфликта;
- типологию переговоров;
- сущность разрешения как формы полного завершения конфликта.
Уметь:
разрабатывать рекомендации по решению социальных проблем персонала;
- определять объективные причины конфликтов;
- выявлять субъективные причины конфликтов;
- анализировать объективно-субъективные причины конфликтов;
- выявлять организационно-управленческие причины конфликтов;
- определять личностные причины конфликтов;
- определять конструктивность и деструктивность конфликта;
- выявлять причины конфликтов в производственных организациях;
- объяснять типовые конфликтные ситуации в производственных организациях;
- предупреждать внутриличностные конфликты;
- применять различные действия для предупреждения и разрешения конфликтов;
- прогнозировать конфликт;
- применять структурные методы завершения конфликта;
- выявлять причины трудовых конфликтов и споров.
Владеть:
- методами разрешения, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов;
- навыками определения объективных и субъективных причин конфликтов;
- навыками анализа объективно-субъективных причин конфликтов;
- навыками анализа социально-психологических и личностных причин конфликтов;
- навыками определения организационных конфликтов;
|
|
- навыками выявления причин конструктивных конфликтов в организации;
- навыками определения причин деструктивных конфликтов в организации;
- навыками выявления условий предупреждения конфликтов «по-вертикали»;
- навыками применения механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта;
- методами регулирования и завершения конфликта.
В результате освоения дисциплины «Конфликтология», обучающийся должен
знать:
- историю развития отечественной конфликтологии;
- основные теории и концепции конфликтологических идей в религиозных учениях;
- основные теории и концепции конфликтологических идей в искусстве и культуре;
- основы появления первых воззрений на конфликт;
- предмет конфликтологии;
- принципы конфликтологии;
- методы конфликтологии;
- понятийный аппарат конфликтологии;
- причины, обуславливающие необходимость научной разработки проблем конфликтологии;
- методологию изучения конфликта в философии и социологии;
- теорию бесконфликтной модели общества;
- особенности конфликтологической практики в России;
- предназначение конфликтологии применительно к менеджменту;
- методологические принципы исследования конфликтов;
- различные трактовки понятия конфликта;
- понятие «ложного» конфликта;
- различие понятий «противоборство» и «противоречие»;
- необходимые и достаточные условия конфликта;
- составные элементы конфликта;
- признаки наличия конфликтной ситуации;
- значение инцидента в развитии конфликта;
- роль конфликтных личностей в конфликте;
- субъективные характеристики сторон конфликта;
- формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта и их влияние на конфликтную ситуацию;
- понятие «большого» и «элементарного» конфликта;
- основные объективные причины конфликтов;
- основные субъективные причины конфликтов;
- объективно-субъективные причины конфликтов;
- организационно-управленческие причины конфликтов;
- социально-психологические причины конфликтов;
- личностные причины конфликтов;
- основные этапы конфликта;
- сигналы конфликта;
- сущность временных границ конфликта;
- типичные формы эскалации конфликта;
- особенности динамики различных видов конфликтов;
- классификацию конфликтов по различным основаниям (направленности взаимодействия, значению для организации, характеру причин, природе возникновения, способу разрешения);
- сущность конструктивных (функциональных) и деструктивных (дисфункциональных) функций конфликта;
- сущность производственной организации;
- отличие производственной организации от других видов организаций;
- сущность организаций субъектного типа;
- значение конфликтов для развития и функционирования организации;
- причины конфликтов в производственных организациях;
- объективные причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»;
- субъективные причины конфликтов между руководителями и подчиненными;
- условия и способы предупреждения конфликтов «по-вертикали»;
- условия, способствующие конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными;
- психологические последствия внутриличностных конфликтов (личностная и ситуационная тревожность, фрустрация, агрессия, апатия, регрессия);
- роль механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта;
- условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов;
уметь:
- ориентироваться в периодизации отечественной конфликтологии;
- определять место конфликтологии в ряду экономических, социологических и психологических дисциплин;
- ориентироваться в истории конфликтологии;
- - применять понятийно-категорийный аппарат конфликтологии в профессиональной деятельности;
|
|
- использовать международный опыт в изучении конфликтов;
- анализировать различные теории исследования конфликта;
- определять наличие конфликта;
- различать понятия «противоборство» и «противоречие»;
- определять необходимые и достаточные условия конфликта;
- выявлять составные элементы конфликта;
- выявлять признаки наличия конфликтной ситуации;
- определять субъективные характеристики сторон конфликта;
- определять роль конфликтных личностей в конфликте;
- выявлять формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта;
- определять объективные причины конфликтов;
- выявлять субъективные причины конфликтов;
- анализировать объективно-субъективные причины конфликтов;
- выявлять организационно-управленческие причины конфликтов;
- определять личностные причины конфликтов;
- ориентироваться в процессах динамики конфликта;
- определять сигналы конфликта;
- определять временные границы конфликта;
- выявлять условия, необходимые для признания конфликта начавшимся;
- определять основные периоды в развитии конфликта: латентный, открытый, послеконфликтный;
- определять принадлежность конфликта к определенному основанию классификации;
- определять конструктивность и деструктивность конфликта;
- отличать производственную организацию от других организаций;
- объяснять противоречивость существования производственной организации: инструментальность и функциональность;
- выделять организации субъектного типа;
- выявлять причины конфликтов в производственных организациях;
- объяснять типовые конфликтные ситуации в производственных организациях;
- выделять объективные причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»;
- выделять субъективные причины конфликтов между руководителями и подчиненными;
- предотвращать психологические последствия внутриличностных конфликтов;
- использовать механизмы внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта;
|
|
- предупреждать внутриличностные конфликты;
- применять различные действия для предупреждения и разрешению конфликтов;
- прогнозировать конфликт;
- выявлять причины и факторы межличностных и групповых конфликтов;
- использовать коммуникативные, информационные, социально-психологические и организационные технологии при регулировании конфликта;
- использовать возможности изменения конфликтной ситуации путем изменения одной из характеристик её элементов;
- применять педагогический и административный способы преодоления эмоциональных конфликтов;
- использовать структурные и межличностные способы разрешения деловых конфликтов;
- применять сетку Томаса – Килменна для анализа конфликта и выбора оптимальной стратегии поведения;
- использовать переговорный процесс как форму регулирования конфликта;
- использовать эффективную дискуссию;
- выбирать формы посредничества в конфликте;
- регулировать конфликт;
- применять структурные методы завершения конфликта;
владеть:
- навыками анализа периодизации развития конфликтологии;
- понятийным аппаратом конфликтологии;
- навыками выявления теоретико-методологических проблем современной конфликтологии;
- навыками применения на практике методологических принципов исследования конфликтов;
- социологическим методом изучения конфликтов;
- навыками научного подхода при изучении конфликтов;
- навыками определения наличия конфликта;
- навыками выявления необходимых и достаточных условий конфликта;
- навыками анализа составных элементов конфликта;
- навыками определения наличия конфликтной ситуации;
- методами описания субъективных характеристик сторон конфликта;
- навыками определения объективных и субъективных причин конфликтов;
- навыками анализа объективно-субъективных причин конфликтов;
- навыками анализа социально-психологических и личностных причин конфликтов;
- навыками определения временных границ конфликта;
- навыками ориентации в основных периодах в развитии конфликта;
- навыками определения условий для разрешения конфликта;
- навыками классификации конфликтов;
- навыками использования способов разрешения внутриличностных конфликтов;
- навыками предупреждения конфликтов между личностью и группой;
- навыками анализа производственной организации;
- навыками определения организационных конфликтов;
- навыками определения роли конфликтов для развития и функционирования организации;
- навыками выявления причины конструктивных конфликтов в организации;
- навыками определения причин деструктивных конфликтов в организации;
- навыками определения объективных причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный»;
- навыками выявления субъективных причин конфликтов между руководителями и подчиненными;
- навыками выявления условий предупреждения конфликтов «по-вертикали»;
- навыками применения механизмов внутриличностной защиты в развитии и разрешении внутриличностного конфликта;
- навыками умения управлять течением конфликтов и предупреждать их;
- навыками прогнозирования конфликта;
- навыками изменения конфликтной ситуации;
- навыками использования коммуникативных, информационных, социально-психологических и организационных технологий при регулировании конфликта;
- навыками педагогического и административного способов преодоления эмоциональных конфликтов;
- навыками убеждения;
- навыками использования структурных методов разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; использование координационных механизмов; установление комплексных целей для организации; использование системы вознаграждений;
- навыками применения межличностных стилей разрешения деловых конфликтов: тактики уклонения (игнорирования); тактики сглаживания (приспособления); тактики принуждения (соперничества); тактики компромисса; совместной работы над решением проблемы (сотрудничество);
- методологией применения сетки Томаса – Килменна;
- навыками применения переговорного процесса;
- навыками определения факторов возможности переговоров;
- навыки владения техниками переговорного процесса;
- навыками выбора формы посредничества в конфликте;
- методами регулирования и завершения конфликта.