В результате освоения дисциплины «Конфликтология» формируется ряд профессиональных (ПСК-5) и профессионально-специализированных (ПСК-14) компетенций.
ПСК- 5. Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные теории и концепци и взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
- основные теории и концепции конфликтологических идей в религиозных учениях;
- основные теории и концепции конфликтологических идей в искусстве и культуре;
- основы появления первых воззрений на конфликт;
- понятийный аппарат конфликтологии;
- причины, обуславливающие необходимость научной разработки проблем конфликтологии;
- методологию изучения конфликта в философии и социологии;
- теорию бесконфликтной модели общества;
- предназначение конфликтологии применительно к менеджменту;
- необходимые и достаточные условия конфликта;
- составные элементы конфликта;
- особенности динамики различных видов конфликтов;
- классификацию конфликтов по различным основаниям (направленности взаимодействия, значению для организации, характеру причин, природе возникновения, способу разрешения);
- методологию педагогического и административного способов преодоления эмоциональных конфликтов;
- структурные и межличностные способы разрешения деловых конфликтов;
- структурные методы завершения конфликта.
Уметь:
- определять место конфликтологии в ряду экономических, социологических и психологических дисциплин;
- применять понятийно-категорийный аппарат конфликтологии в профессиональной деятельности;
- использовать международный опыт в изучении конфликтов;
- анализировать различные теории исследования конфликта;
- определять наличие конфликта;
- определять необходимые и достаточные условия конфликта;
- выявлять составные элементы конфликта;
- ориентироваться в процессах динамики конфликта;
- определять временные границы конфликта;
- определять основные периоды в развитии конфликта: латентный, открытый, послеконфликтный;
- определять принадлежность конфликта к определенному основанию классификации;
- применять педагогический и административный способы преодоления эмоциональных конфликтов;
- использовать структурные и межличностные способы разрешения деловых конфликтов.
Владеть:
- навыками анализа периодизации развития конфликтологии;
- понятийным аппаратом конфликтологии;
- навыками применения на практике методологических принципов исследования конфликтов;
- социологическим методом изучения конфликтов;
- навыками научного подхода при изучении конфликтов;
- навыками определения наличия конфликта;
- навыками выявления необходимых и достаточных условий конфликта;
- навыками анализа составных элементов конфликта;
- навыками использования структурных методов разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; использование координационных механизмов; установление комплексных целей для организации; использование системы вознаграждений;
- навыками применения межличностных стилей разрешения деловых конфликтов: тактики уклонения (игнорирования); тактики сглаживания (приспособления); тактики принуждения (соперничества); тактики компромисса; совместной работы над решением проблемы (сотрудничество).