Билет 1 вопрос 2 Стилистические единицы и их последовательности фонетического аспекта языковой структуры

Фонетические особенности в языке в речи представляют собой существенный стилеобразующий фактор.

Звуковая сторона языка тоже содержит в себе какие-то возможности по созданию стилистического образа.

Сторонники звукового символизма, например, считали что сочетание звуков может иметь непосредственное отношение к означаемому. Но звуки все-таки не являются знаковыми элементами.

Звуки выполняют функцию построения экспонента и различения одного экспонента от другого.

О стилистической силе звуков можно говорить только в таком единстве. Экспонент существует в единстве со своим означаемым.

Знак: (экспонент+означаемое) – звук

В 18 веке обсуждалась предполагаемая связь …со звуковыми особенностями языка. “на немецком языке нужно говорить с врагами, на итальянском с женщинами, на испанском с богом, на французском с друзьями. Ломоносов добавил что на русском со всеми говорить пристойно.

Звуки –строительный материал для создания экспонента, сами по себе они не играют особой роли, которую приписывали им сторонники звукового символизма.

В языке существуют звукоподражательные элементы – мяу-мяу, гав-гав. От них в языке образуются полноценные слова – мяукать, гавкать.

Звукоподражательные слова существуют во всех языках – бум, хрясь, бумс, крек.

Ономатопея (слово являющееся звукоподражанием,возникшее на основе фонетич уподобления неречевым звукам). Может специально использоваться для содания..

Сумароков 18 век «Лягушки» - использование частей слов в которых выделяются звкуоподражательные элементы.

Кроме самих звкуов фонетический аспект языковой структуры состоит и из других элементов. Ряд фигур связан со звуками.

1) отсечение начала слова. Афереза –отсечение начала слова. Используется в молодежном языке. Характерна для французского. Например убирается первый слог в слове «маман», а не последний как в русском.

2) Апокопа. Обрезание конца слова. В русском – ма, па, ба, сленг. Фамильярность, близость – преп, преод, универ, губер (губернатор). В английском Хемингуэй обрезается зачастую до Хэми. Во франции – Саркози французы звали Сарко.

3) Редупликация гласных, удвоение. Связано с осбой интонацией и особенным стилистическим эффектом. Нуууу, нет. Мааама. Он глуууп.– добавляет коннотацию упрека.

3. Синкопа - выпадение звука из середины слова. Упрощение многих слов

1) свойственное просторечию, сленгу или неофициальному стилю. Здрасте.

2) Складные слова. Деятельность сатириков. Салтыков-щедрин – благоглупости, благопрепятствовать. Эти неологизмы писателя подчеркивают суть дела. Кажется знакомым по смыслу, но необычно по звучанию – противоречит привычному смыслу. «Селявивщик», «поцекистей»

Фонетические повторы.

Повторы - сильная стилистическая фигура на любом языковом уровне. повторы звуков и их сочетаний.

Типы повторов –

1) Аллетерация (повторение одних и тех же букв или слогов в начале стиха – Бога браней благодатью)

это повторы согласных или их сочетаний расположенных на относительно близком расстоянии друг от друга. «Чуждый чарам черный челн» - впечатление обратное смыслу, отсылающее к чарам. «Пора, перо покоя просит/ Я девять песен написал» (Пушкин) – теснота ряда – выраженно. «Бежит и слышит за собой/ как будто грома грохотанье» (медный всадник)

символизм звуков в том что их сочетания представляются имеющими смысловое значение. Но фактически смысловую нагрузку они (звуки в словах) приобретают только через значение лексики, через их означаемое.

2) Ассонанс- повторение гласных звуков

Некрасов – «все хорошо под сиянием лунным/Всюду родимую Русь узнаю./ Быстро лечу я по рельсам чугунным/ Думаю думу свою.» 14 «у» под ударением ярче воспринимаются, монотонности не появляется, а создается соразмерность и гармония, так как «у» распределяется на 3 основных значения

3) Анафора – вынесение вперед повторяющихся элементов любого уровня языковой структуры – звуков, их сочетаний, морфем, слов (лексем) и их сочетаний, синтаксических конструкций.

«Клянусь я первым днем творенья/ Клянусь его последним днем/ Клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством.»

4) Эпифора – повторение конечных элементов

5) Симплока - объединение анафоры и эпифоры. I'm willing to tell you / I'm wanting to tell you / I'm waiting to tell you.

Другие фигуры связанные со звуком:

6) Верлaн – Перестановка слогов. Такое явление существует и в обычном естественном языке. Например существует женский язык на острове Барнео который существует наряду с мужским языком. Во Франции во второй половине 20 века массовые движения студенческой молодежи – верлан был создан как молодежный сленг – согласные в нем шли задом наперед, иногда переставлялись слоги. Стилистические задачи которые выполняет верлан – зашифровка значения, комический эффект – «где находится Нофелет» (телефон). Зашифровка имени писателя в псевдоним

- Аннаграмма – повтор звуков или звукокомплексов текста для конденсации основного смысла текста, для создания словотемы текста.

«Хохоча, отвeчая находчиво,

(отлучиться ты очень не прочь!),

от лучей, от отчаянья отчего,

Отчего ты отчалила в ночь? (Набоков)

“ча” повторяется 5 раз, “ч” еще 7 раз. Словотема – отчаянье Слово из чаще всего встречающихся звуков объявляется словотемой.

- Полиндром – языковая игра когда слово или сочетания слов слева-направо и справа-налево читается одинаково.

Державин: “Я иду с мечом судия”

Фет: “А роза упала на лапу Азора”

Обратное чтение осуществляется по слогам

- Языковая игра Акростих – когда буквы в начале строк в свою очередь составляют некое слово

Ангел лег у края небосвода

Н

Н

А ………..

Средства выразительности фонетического аспекта языка это не только звуки и их сочетания но и слоги

Мелодика

Ударение: силовое (главный слог - ударный слог; большинство индоевропейских

языков), количественное (древнегреческий язык - ударные гласные произносились в два раза дольше чем безударные гласные) и музыкальное (китайский, бирманский,

вьетманский и др).

Гармония (эвфония/эуфония) - эстетически осознанная форма звуковой

последовательности, в основном в стихотворной речи (реже прозаической).

Осуществляется при действий 3х явлений (феноменов):

•строфика (разбиение на строфы)

Двустишие (дистих); трехстишие (терцин); четверостишие (катрен) и

др. Онегинская строфа - четврнадцатистишие.

•рифмика

Рифма - регулярный хвуковой повтор на концах строк или в других

симметрично расположенных частях строки. Этот повтор выполняет

организующую функцию композиции стиха. А также создает гармонию

стиха. Рифма связана с просодикой, потому что рифмуются только ударные

слоги. Безударные слоги рифмы не создают, не образуют созвучие, не

образуют гармонии. Рифма - особый вид повтора, имеющий целью создание

гармонии стиха, прежде всего его композиции.

Классификация рифм:

A. По звуковому составу: точная рифма (совпадение всех звуков, начиная с ударного

гласного. Я помню чудное мгнов енье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолетное

вид енье, / Как гений чистой красоты.(Пушкин)); богатая рифма (кроме свойств

точной рифмы совпадает предшествующий согласный звук. Я помню чудное

мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, / Как гений

чистой красо ты. (Пушкин)). Тавтологическая рифма (). Неточная рифма. 1)

неравносложные рифмы (волны / безмолвные); 2) усеченные рифмы (губ / берегу); 3)

корневые (робко / в коробках); 4) разные ударные гласные (солнце / сердце).

- ритмика или метрика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: