Лекция 5. Общие положения российского закона о банкротстве

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в суд с заявлением о банкротстве обладают должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы [38].

Должником Закон считает индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам в течение установленных Законом о банкротстве сроков.

Конкурсными кредиторами Закон признает кредиторов по денежным обязательствам. Не признаются конкурсными кредиторами:

- учредители (участники) должника-юридического лица, если обязательства юридического лица вытекают из их участия в юридическом лице;

- граждане, которым причинен вред жизни, здоровью или моральный вред;

- авторы результатов интеллектуальной деятельности по требованиям о выплате вознаграждения.

Вместо закрепления конкретного перечня государственных органов, наделенных правом выступать в процессе о банкротстве в роли кредиторов по требованиям государства, законодатель ввел понятие «уполномоченные органы», которые и выполняют названную функцию.

Правительство РФ определяет федеральный уполномоченный орган исполнительной власти, который представляет в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по уплате обязательных платежей. Оно же определяет уполномоченные органы представляющие Российскую Федерацию по денежным обязательствам перед Российской Федерацией [39]

Перечень уполномоченных органов по денежным обязательствам, возникшим у должников перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, утверждается органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления соответственно.

Основными функциями уполномоченного органа являются: подача в суд заявлений о банкротстве должников, представление государства в процессах о банкротстве в арбитражных судах, на собраниях и в комитетах кредиторов, в других органах и организациях.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом обязаны установить свои требования вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. Уполномоченный орган по обязательным платежам вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве также в случае, если налоговым или таможенным органом вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства или имущество должника и это постановление не исполнено должником в течение одного месяца.

По Закону о банкротстве должник обладает как правом на подачу в суд заявления о своей несостоятельности (банкротстве), так и несет обязанность в установленных Законом случаях подать в суд заявление о своем банкротстве [40].

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства когда обстоятельства, очевидно свидетельствуют о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. При обращении должника в суд с заявлением о банкротстве наличие судебных или иных решений, устанавливающих сумму его задолженности, необязательно.

В настоящее время руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязаны обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в следующих случаях, если:

- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

- должник отвечает признакам неплатежеспособности или признакам недостаточности имущества.

Недостаточность имущества представляет собой превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника.

Неплатежеспособностью признается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

При обнаружении перечисленных обстоятельств заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты их возникновения.

В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника также обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены Законом о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и по подаче такого заявления.

Заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве.

Следует отметить, что помимо обычных требований, предъявляемых к обычному исковому заявлению, заявление о признании должника банкротом должно содержать:

- наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО), из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

- общий размер требований кредиторов;

- обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов;

- сведения об имеющемся у должника имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;

- номера счетов должника в кредитных учреждениях;

- иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве.

По предыдущему Закону о банкротстве государственные органы, которые выступали в процессе с требованиями об уплате обязательных платежей, были лишены возможности голосовать на собраниях кредиторов (кроме первого собрания кредиторов). Вместе с тем, требования по уплате обязательных платежей находились в привилегированном положении в сравнении с требованиями «голосующих», то есть конкурсных кредиторов. Первые находились в третьей очереди, последние в четвертой очереди удовлетворения кредиторских требований. Закон 2002 г. предоставил уполномоченным государственным органам, в том числе представляющим требования по обязательным платежам, право голосовать на всех собраниях кредиторов, одновременно при решении вопроса об очередности удовлетворения их требований, законодатель поставил их в общую очередь с конкурсными кредиторами. Сегодня обязательства перед конкурсными кредиторами и уполномоченными органами удовлетворяются должником в единой третьей очереди удовлетворения требований кредиторов.

Уполномоченный орган вправе:

- обращаться в суд с заявлением о банкротстве должника;

- участвовать в собраниях кредиторов и голосовать на всех собраниях кредиторов;

- участвовать в заключении мирового соглашения;

- обжаловать действия и решения арбитражного управляющего, собраний и комитетов кредиторов;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями об установлении требований по обязательствам должника перед бюджетом и внебюджетными фондами;

- требовать от должника удовлетворения требований перед бюджетной системой в срок и в очередности установленной законом.

В настоящее время уполномоченным органом в процессах о банкротстве по всем видам обязательных платежей и по денежным обязательствам перед Российской Федерацией выступает Федеральная налоговая служба.

В соответствии с Законом о банкротстве кроме уполномоченного органа Правительство РФ также определяет федеральные органы исполнительной власти, которым надлежит выполнять функции регулирующего и контрольного органов.

Орган по контролю (надзору):

- ведет единый государственный реестр СРО;

- сводный ведет реестр арбитражных управляющих;

- участвует в организации обучения управляющих (орган утверждает состав комиссии по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, его представители, наряду с представителями обучающей организации, входят в состав этой комиссии) [41].

Этот орган также осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (далее СРО) действующего законодательства о несостоятельности, других законов Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СРО. Контроль осуществляется путем проведения плановых (не чаще одного раза в два года) и внеплановых (по жалобам) проверок. Срок проверки не должен превышать 30 дней. По результатам проверки орган по контролю может направить в СРО предписание об устранении нарушений. В случае невыполнения в срок предписания, орган по контролю в трехмесячный срок, исчисляемый с даты, когда предписание должно быть выполнено, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о СРО из единого государственного реестра СРО. В случае удовлетворения судом такого заявления, саморегулируемая организация арбитражных управляющих прекращает свою деятельность. Эта организация не вправе вновь приобрести статус СРО ранее, чем через год после исключения сведений о ней из реестра [42].

Орган по контролю также возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, СРО или должностного лица СРО, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд [43].

В настоящее время функции органа по контролю Правительство РФ возложило на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Регулирующий орган осуществляет правовое регулирование в сфере несостоятельности (банкротства). Регулирующий орган:

- устанавливает перечень дополнительных сведений, которые подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [44];

- определяет официальное издание, в котором публикуются сведения о банкротстве, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [45];

- утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих и правила проведения и сдачи теоретического экзамена по этой программе;

- утверждает федеральные стандарты профессиональной деятельности СРО и арбитражных управляющих.

Регулирующим органом сегодня является Министерство экономического развития Российской Федерации.

В целях недопущения злоупотреблений Законом о банкротстве предусмотрено, что функции уполномоченного регулирующего и контрольного органов не может выполнять один и тот же федеральный орган исполнительной власти.

Закон также уточнил полномочия Правительства Российской Федерации в сфере несостоятельности (банкротства). Правительство:

устанавливает порядок подачи уполномоченным органом по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, заявлений о признании должника банкротом;

устанавливает порядок объединения и представления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;

осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Существенно изменился статус арбитражного управляющего. Ранее управляющим мог быть только предприниматель, который должен был зарегистрировать в налоговой инспекции вид деятельности «услуги или предоставление услуг по арбитражному (временному, внешнему, административному, конкурсному) управлению». В настоящее время деятельность арбитражного управляющего не считается предпринимательской. Закон определил, что арбитражное управление является профессиональной частной практикой (по аналогии с адвокатской деятельностью и деятельностью частных нотариусов).

Помимо требований, которые и ранее предъявлялись к арбитражному управляющему, например, о том, что он должен не быть дисквалифицированным, не иметь судимости за совершение умышленного преступления, не быть заинтересованным лицом в отношении должника или кредитора, появились новые дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

По новому Закону арбитражный управляющий должен:

- иметь высшее профессиональное образование;

- иметь стаж руководящей работы не менее чем один год [46];

- в течение шести месяцев пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего (при отсутствии стажа руководящей работы стажировка должна составлять два года) [47];

- сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- стать членом одной из СРО;

- заключить договор страхования гражданской ответственности на случай причинения убытков должнику или кредиторам;

- внести не менее 50 тыс. рублей в компенсационный фонд, дополнительно гарантирующий возмещение убытков, на случай их причинения арбитражным управляющим при исполнении своих обязанностей.

К саморегулируемым организациям арбитражных управляющих Закон предъявляет следующие основные требования:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее пятидесяти тысяч рублей в расчете на каждого члена СРО [48];

наличие разработанных стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих [49].

Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В отличие от старого порядка назначения управляющих, в соответствии с которым арбитражные суды в ряде случаев имели право назначить управляющего из реестра управляющих зарегистрировавшихся при одном из арбитражных судов, чем, как свидетельствует практика, они активно пользовались. По новым правилам суд полностью лишен права по своему усмотрению назначать управляющего. Он обязан назначать управляющих только при наличии решения собрания кредиторов (ходатайства кредитора в заявлении о банкротстве) или из списка управляющих, который представила в суд саморегулируемая организация арбитражных управляющих. [50]

Как позитивный момент нового Закона о банкротстве следует отметить расширение прав участников (собственников) организации-должника в процессах и процедурах. Ранее они практически полностью были лишены возможности влиять на ход процедур банкротства. Новый Закон устранил такое поражение в правах, сделав участников лицами, участвующими в процедурах. Законодатель наделил их правом ходатайствовать о введении процедуры финансового оздоровления, согласовывать или отказывать в согласовании продажи бизнеса или замещения активов, устанавливать начальную цену продажи бизнеса должника и рядом других прав.

Законом о банкротстве 2002 года предусмотрена новая процедура, которая называется процедурой финансового оздоровления. Ранее в нашем законодательстве она отсутствовала. Эта процедура предполагает погашение всей кредиторской задолженности должником в рассрочку, которая предоставляется должнику на срок до двух лет. Эта процедура может быть введена только при условии, предоставления собственниками организации-должника или третьими лицами залога на сумму, превышающую не менее чем на 20% обязательства должника перед кредиторами.

Последний Закон о банкротстве содержит также ряд положений, которые касаются особенностей банкротства отдельных категорий должников. Особенности проведения банкротства установлены: для субъектов естественных монополий, градообразующих и стратегических организаций, для сельскохозяйственных и финансовых организаций, для застройщиков жилья, для ликвидируемых и отсутствующих должников, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств [51]. Также Закон установил упрощенный порядок проведения банкротства. Этот порядок касается ликвидируемых и отсутствующих должников [52].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: