Лекция 4. Нормативные правовые акты и иные источники, регулирующие несостоятельность в Российской Федерации

Основными составляющими современной российской правовой базы события, именуемого банкротством, выступают законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Главный закон страны – Конституция Российской Федерации установила, что никто не может быть лишен принадлежащего ему имущества иначе как по суду и в соответствии с законом.[19] Это положение предопределило судебный порядок признания должников банкротами и принудительного изъятия их имущества в пользу кредиторов.

Гражданский кодекс Российской Федерации установил, организация или индивидуальный предприниматель, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда могут быть признаны банкротами.

Статья 25 ГК РФ содержит положения связанные с признанием индивидуального предпринимателя банкротом. С момента вынесения судом решения о признании предпринимателя банкротом утрачивает силу государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет всего принадлежащего ему имущества. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Статья 65 ГК РФ определила, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию, а также назвала какие виды юридических лиц могут быть признаны банкротами.

Ею установлено, что любое юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). В этой же статье закреплены особенности, связанные с возможностью признания банкротами государственных корпораций компаний, государственных корпораций и любых фондов.

В соответствии с Гражданским кодексом Государственная корпорация или государственная компания может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.[20] Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.[21]

Основным законодательным актом, который устанавливает основания признания судом лица банкротом, порядок ликвидации юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов Гражданский кодекс называет закон о несостоятельности (банкротстве). [22]

Основными источниками законодательства о банкротстве являются Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [23].

Одной из основных своих целей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), называет соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Он устанавливает основания для признания должника банкротом, порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве и вводит ряд базовых понятий, связанных с несостоятельностью должников.

Российский Закон о банкротстве не делает различия между понятиями «несостоятельность» и «банкротство». Они являются взаимозаменяемыми и могут употребляться в одинаковом значении в любых контекстах.

Под несостоятельностью (банкротством) Закон подразумевает признанную арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Денежным обязательством считается обязанность должника уплатить кредитору денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом РФ или бюджетным законодательством РФ.

К обязательным платежам относят налоги, сборы иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, размер обязательных платежей (суммы основного долга).

Для определения признаков банкротства не учитываются:

- обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

- обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия;

- подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени);

- проценты за просрочку платежа;

- убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

- имущественные и финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд. Такие требования рассматриваются судами в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

По общему правилу производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей. При этом учитывается лишь сумма основного долга без начисленных на нее штрафных санкций.

Арбитражный суд вправе возбудить дело о банкротстве при соблюдении двух следующих основных условий:

1) требования к должнику по денежным обязательствам и обязательным платежам, должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования об уплате обязательных платежей также принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника;

2) должен истечь трехмесячный срок неисполнения должником обязательств и обязанностей. Срок начинает течь с момента, когда должник должен был исполнить свои обязательства перед кредиторами.

Законом о банкротстве установлено, что правом издавать подзаконные нормативные правовые акты сфере банкротства наделены Правительство РФ и государственный регулирующий орган.[24]

Закон перечисляет лиц, которые участвуют в проведении процедур банкротства, обеспечивают, контролируют их проведение или иным образом связаны с этими процедурами. Основными среди них являются:

- арбитражный суд;

- должник;

- кредиторы;

- уполномоченные органы;

- арбитражные управляющие;

- саморегулируемые организации арбитражных управляющих;

- орган по контролю (надзору).

Законом о банкротстве определены виды процедур банкротства, цели и порядок их проведения, условия и порядок введения этих процедур. Процедурами банкротства Закон называет: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций) регулирует особенности отношений, связанных с несостоятельностью банкротством коммерческих банков и иных кредитных организаций. В отличие от общего Закона о банкротстве он предусмотрел значительное количество внесудебных мероприятий, направленных на предотвращение несостоятельности кредитной организации. Закон предусматривает реорганизацию кредитной организации, назначение временной администрации и значительное количество мероприятий по финансовому оздоровлению. Последним посвящена целая глава Закона.

Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает, что возбуждение дела о банкротстве в отношении кредитной организации возможно лишь после отзыва у нее лицензии Банком России. Он предусматривает единственную судебную процедуру – конкурсное производство. Судебные процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения, предусмотренные общим Законом о банкротстве, в отношении кредитной организации не применяются.

В отличие от общего порядка удовлетворения требований кредиторов, установленного общим Законом о банкротстве за счет имущества кредитной организации, помимо требований лиц, которым причинен вред жизни или здоровью, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, которые являются кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации установил специальную подведомственность рассмотрения дел о банкротстве арбитражному суду. [25] Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Должник, кредиторы и иные заинтересованные лица с заявлением о признании должника банкротом могут обратиться только в арбитражный суд, расположенный по месту нахождения должника. Обращение с заявлениями о банкротстве в арбитражные суды, расположенные на других территориях не допускается [26].

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, участие судебных заседателей не допускается [27]. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Статьей 225 АПК установлено, что примирительные процедуры (мировое соглашение) может быть заключено как по правилам АПК, так и по правилам законов о несостоятельности (банкротстве).

Федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также относится к источникам законодательства о банкротстве.

По общему правилу кредитор может предпринять только индивидуальные действия по защите своих гражданских прав.[28] При этом судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав предполагает возможность принудительного исполнения судебного акта.[29] Статьями 68 и 87 ФЗ «Об исполнительном производстве» среди мер принудительного исполнения назван арест имущества должника и его реализация путем продажи. Однако, изъятие у организаций их имущества в индивидуальных интересах одних кредиторов может привести к невозможности удовлетворения требований других кредиторов. В связи возможностью наступления таких последствий Закон об исполнительном производстве закрепляет следующие положения:

- в трехдневный срок с даты наложения судебными приставами-исполнителями ареста на имущество организации, которое непосредственно участвует в производстве товаров, работ, услуг, судебные приставы направляют в ФНС РФ об этом информацию для принятия налоговым органом решения об обращении в суд с заявлением о признании организации-должника банкротом [30]. В случае принятия налоговым органом в тридцатидневный срок решения об обращении в суд с заявлением о банкротстве должника судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство по денежным и имущественным взысканиям [31];

- с момента введения процедуры наблюдения судебные приставы приостанавливают исполнительное производство о взысканиях, связанные с денежными обязательствами и обязательными платежами [32];

- с момента признания должника банкротом все аресты, наложенные на имущество должника, приставами снимаются, а исполнительные производства оканчиваются независимо от результатов взыскания [33].

Несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации установили ответственность за фиктивное, преднамеренное банкротство, нарушение порядка удовлетворения требований кредиторов, и некоторые другие неправомерные действия при банкротстве.

Фиктивным банкротством КоАП РФ называет заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности.

Под преднамеренным банкротством понимается совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [34].

Неправомерными действиями при банкротстве считаются следующие действия, совершенные при наличии признаков банкротства:

- сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей;

- сокрытие сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;

- передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества;

- сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам

- принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам;

- неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом;

- неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации. Может выражаться в уклонении или отказе передать этим лицам документы, необходимые для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущество должника [35].

Совершение названных административных проступков влечет за собой наложение административного штрафа от пяти до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет [36]. При этом проступки нарушителей законодательства о банкротстве не должны содержать признаков уголовно-наказуемого деяния.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит три статьи (195-197 УК РФ), предусматривающие ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство. В отличие от административной ответственности применение уголовной ответственности возможно в том случае, если действия правонарушителя причинили крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.

Максимально возможные наказания за совершение перечисленных преступлений:

- штраф в размере до пятисот тысяч рублей

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

- лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.

Среди основных подзаконных актов, регулирующих вопросы несостоятельности, следует назвать:

1. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов».

При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;

б) составляет список участников собрания кредиторов;

в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

2. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:

а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

в) подготовки плана внешнего управления;

г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В Постановлении определены содержательные и формальные требования, предъявляемые к анализу на разных стадиях процедур банкротства.

3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в два этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также в органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении [37]. В случае если в заключении устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования.

4. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Постановлением установлено, что:

уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, по согласованию с которыми Центральным банком Российской Федерации устанавливаются дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, являются Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации;

порядок определения рыночной цены принадлежащих кредитной организации ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке ценных бумаг, без привлечения независимого оценщика устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам.

5. Приказ Минюста РФ от 14 августа 2003 г. N 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

Этим приказом утверждены:

1) типовая форма отчета временного управляющего;

2) типовая форма заключения административного управляющего о ходе (результатах) выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов;

3) типовая форма отчета внешнего управляющего;

4) типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства;

5) типовая форма отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: