Американская исследовательница А. Кабакер выделила пять ступеней в развитии земледелия:
· охота и собирательство;
· интенсивное собирательство;
· интенсивное использование определенного растения;
· зарождающееся земледелие;
· подлинное земледелие с оседлыми поселками.
Спорный характер имеет первая категория, поскольку не всегда собирательство перерастает в земледелие.
Интенсивное собирательство относится к горным районам. Агрикультура в долинах крупных рек возникает позднее. Моноцентрическая и полицентрическая (Н.И. Вавилов 5 центров, с региональным делением) теории возникновения земледелия. Гипотеза панойкуменного возникновения присваивающего хозяйства – прерывистое, очаговое возникновение земледелия (Старый и Новый Свет, очаги – Передняя, Восточная, Южная Азия, средиземноморье, Мексика и Центральная Америка). Этой гипотезе противопоставлена другая, указывающая на непрерывность процесса введения растений в культуру.
Характер первобытного земледелия зависел от набора возделываемых культур, экологических условий, приемов агротехники и др., Разнообразные сочетания привели в результате к созданию разных форм земледелия и типов культуры.
Вероятно, что в микрорайоне на территории Палестины был осуществлен переход к использованию в пищу диких злаков и изобретено изготовление хлеба. Отсюда прогрессивные знания и опыт распространились в долину Нижнего Нила, позже Междуречье Евфрата и Тигра (именно здесь осуществлен переход к земледелию, земледельческие поселения, датируемые Х тыс. до н.э.). В VIII-VII тыс. до н.э. земледелие распространилось в Малую Азию и на Кавказ, в V тыс. до н.э. в Северную Африку.
Процесс одомашнивания животных сопряжен с определенными трудностями, т.к. активны обе стороны (индивидуальный подход, инстинкты, необходимость взаимного приспособления человека и животного). «Необходимость сочетания благоприятного поведенческого стереотипа и каких-то полезных качеств, которые могли бы быть использованы в хозяйственной деятельности человека, и редкость этого сочетания объясняют исключительную малочисленность полностью одомашненных и закрепленных в этом состоянии всем дальнейшим хозяйственно-культурным развитием человечества видов животных, а также многие попытки приручения и полуприручения, имевшие лишь временный эффект».[xviii]
Использование большинства домашних животных неспецифично – на мясо (исключение из использования в пищу связано с ритуалами, религиозными запретами и сравнительно поздно появились). Также неспецифично использование ради шкур.
Неолитические общины Джармо, Эль-Убейда, Иерихона, Чатал-Хуюка и др., детально исследованные археологами, весьма разнообразны и имеют некоторые специфические черты, которые проявляются в:
· Население и размер поселений (большие города типа Чатал-Хуюка и Иерихона и одновременные им небольшие деревни типа Джармо).
· Окружающая среда обитания и система ведения хозяйства (хозяйственной базой одних общин оставались охота и собирательство, другие были кочевниками, третьи переходили к оседлому земледелию).
· Техника и производство (эксперименты с металлами с разницей в тысячу лет).
· Система торгового обмена (контакты подтверждены наличием ресурсов не местного происхождения).
· Социальная организация (различные свидетельства существования богатых и разнообразных идеологических систем социальной организации – племенная организация, вождество, эгалитарная система, вопрос спорный).
Регулярное производство пищи стимулировало расцвет производства и культуры, вызвало расцвет жилищного и хозяйственного строительства, позволило усовершенствовать производство каменных орудий (особое определение «неолитические орудия»), послужило импульсом для развития керамики и изобретения прядения и ткачества.
27) Специализация областей и отдельных регионов. Формирование культурных типов. Неравномерность в развитии отдельных регионов
.
28) Возникновение государства, теории и подходы.
29) Политогенез: пути и формы политической организации.
Вместе с классообразованием шел процесс становления политических отношений – политогенез ( формирование новых типов власти и управления). В рамках племени наблюдались военно-демократический и военно-иерархический типы институализации (Институализация власти – установление и укрепление институтов власти) власти. Племена укрупнялись, в них появлялась иерархия отдельных общностей.