- преследование праздности
- власть производится механизмами, архитектурой и геометрией
- беспредельная мощь сменяется регулярным наказанием
- Микроструктура конфликта. Режимы взаимодействия и апелляции к справедливости
Люк Болтански 1940
Лоран Тевеноя
Чтобы продемонстрировать, каким образом происходит переход от индивидуального действия и личных компетенций каждого актора к коллективным конвенциям и действиям, я обращусь к теории социального действия, сформулированной Лораном Тевено. Она получила название теории режимов вовлеченности:
- режим близости («фамильярности»)
описывает максимально личностные формы вовлеченности в мир, это «близкая вовлеченность как нерефлексивная деятельность, управляемая воплощенным приспособлением к одомашенному и близкому окружению». В «режиме близости» человек крепко вписан в свое окружение, а близкие ему вещи, подобно облаку, продолжают его собственное тело. Этот режим основан на привязанностях и связан с ощущением простоты и уюта в привычном мире.
- режим нормального действия
«соответствует рациональному действию индивидуального субъекта, которое связано с устойчивыми представлениями о намерениях акторов, но главное — с функциональным восприятием мира» (там же). Действие в этом режиме ориентировано на здравый смысл, на следование общим правилам и инструкциям, которые часто подразумевают инструментально
организованное оценивание ситуации. Собранный в ходе полевых наблюдений эмпирический материал позволяет говорить, что в некоторых случаях у людей, переживающих «поломку» привычного взаимодействия с городской средой, в режиме близости происходит переключение в режим планового действия.
- режим оправдания
Режим публичного оправдания (критики и оправдания) связан с «высшими принципами», с конвенционально разделяемыми формами общего блага и предполагает публичное действие. Его отличает специфический язык, наполненный отвлеченными, абстрактными категориями, отсылающий к дискуссиям об «общественном благе», справедливости, уводящий от «частного» случая к абстрактным категориям. Вовлечение социальных акторов в режим публичной критики и оправдания предполагает переход от единичного к общему, выработку способностей к обобщению, к аргументации своей позиции с точки зрения разделяемых ценностей и шкалы оценивания.
- Вдохновенный порядок величия (Аврелий Августин) обоснование вдохновением (св. Августин, 354– 430 / творческая доминанта), устанавливающее прямую связь между личностью и целостностью (например, Бог для мистиков или искусство для художников).
- Патриархальный порядок величия характеризует известные с давних времен формы авторитета, оберегающие, опекающие и одновременно подчиняющие, которые воплощаются в харизматической персоне, источник власти которой заключен в ее собственном теле. Этот порядок пространственно реализуется в обстановке дома. Ему свойственна тем порал ьность, ориентированная на прошлое, где наибольшее значение придается традициям или обычаям.
- Рыночный порядок величия (Адам Смит)
- Технократический порядок величия (Клод Анри де Сен-Симон) промышленное обоснование (Сен-Симон, 1760– 1825 / доминанта производительности), основанное на эффективности и компетентности
- Репутационный порядок величия (Томас Гоббс) обоснование мнением (Гоббс, 1588-1679 / доминанта общественных отношений), основанное на признании со стороны других;
Наука – соревнование сетей Бруно Латур 1947 «Лабораторная жизнь», «Пастеризация Франции»
В сети входят и предметы
Машины делают комбинации сил устойчивыми
- Аргументация в дискуссиях. Научность как конструкт, вкус как конструкт.