Краткий терминологический словарь. Автокоммуникация— естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой

Автокоммуникация — естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определен­ных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Адаптационный синдром — сочетание симптомов стрессового состояния человека, побуждение организма к защитно-приспособительной саморегуля­ции.

Арбитраж — специальный орган для рассмотрения коллективных трудовых споров; комиссия, формируемая из числа профессионально подготовленных нейтральных лице согласия участников социально-трудового, конфликта в целях выработки рекомендаций по урегулированию разногласий между ними.

Виды (типы) конфликтов — варианты конфликтных столкновений, разли­чаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникно­вения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.).

Внутригрупповой конфликт —- столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ос­лаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.

Внутриличностный конфликт — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рацио­нального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и долж­ным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации.

Всеобщий конфликт — столкновение, противоборство, в которое вовлече­но большинство персонала крупного предприятия либо наемных работников той или иной отрасли народного хозяйства страны из-за расхождения (несов­падения) интересов в сфере производственных, распределительных и трудо­вых отношений, различия во мнениях по поводу осуществления экономичес­кой и социальной политики, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Демонстрация — массовое шествие, одна из форм урегулирования коллек­тивных трудовых споров, социальных конфликтов.

Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного стол­кновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени ост­роты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управлен­ческого влияния на противостоящие стороны.

Динамика конфликта — движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей; крайняя форма конфликтного столкновения, конф-ронтационный способ разрешения социально-трудового конфликта.

Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъек­тивных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированное разногласие, конф­ликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий тру­дового договора (контракта).



Инцидент — столкновение взаимодействующих сторон, означающее пере­вод конфликтной ситуации в конфликт.

Источники конфликтов — стечение неблагоприятных.жизненных обстоя­тельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотива­ции, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характе­ре, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и Т.П.

Карга конфликта — графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией ин­тересов и опасений сторон.

Классификация конфликтов — группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаи­модействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).

Коллективный трудовой спор — неурегулированное разногласие, конфликт между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.

Компромисс — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разре­шения конфликтов.

Конфликт — социальное явление, способ взаимодействия людей при стол­кновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, по преследующих свои цели двух или более сторон..

Конфликтная ситуация — исходное положение, основа конфликта, порож­даемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных свя­зей, групповом поведении, межличностных отношениях.

Конфликтология — отрасль обществознаиия и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, мето­дах их предупреждения и способах разрешения.

Конфронтация — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ раз­
решения конфликтов. '

Локальный конфликт — столкновение, противоборство, в которое вовле­чена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих регио­на, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного измене­ния действующих правил и инструкций.

Межгрупповой конфликт — столкновение, разногласие между отдельными группами или подразделениями (службами) организации, вызываемые несо­вершенством организационной структуры и пеотлаженностью фупкциональ* пою взаимодействия, необходимостью распределения ограниченных матери­альных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаимной информации, различиями во взглядах на трудовую мотивацию, формы стимулирования, со­циальное партнерство, деловое сотрудничество и т.п.

Межличностный конфликт — столкновение взаимодействующих лиц, вы­зываемое условиями общения и совместной деятельности, различиями в тем­пераменте и характере, расхождениями в интеллектуальных, волевых и эмо­циональных устремлениях, нравственных предпочтениях.

Митинг — массовое собрание, одна из форм урегулирования коллектив-пых трудовых споров, социальных конфликтов.

Организационный конфликт — столкновение, разногласие отдельных лиц, групп в пределах социальной системы (структурного образования), вызванное


шепнем внутреннего рсч ппмемтирован-||<и |

и.| щи....... |фликтного противоречия, заппте-

■ ц| п.!" урегулирования конфликта;

п. юиппие группой демонстрантов или бастующих

и |'ш ГрПЦИИ или забастовки.

М". |......... I. шип ими организация, содействующие примире­
нии. I. ■ 11.|...... \ I..11 с11 • I горой, постижению согласия между ними по урегули­
рованию груДОНОт. н"|........... пильного конфликта.

Предмет конфликт! основная причина конфликтною столкновения; проблема, гребующая своею решения.

Примирительные процедуры — условия и методы (согласительная комис­сия, посредничество, арбитраж) урегулирования социально-трудового конф­ликта.

Приспособление — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ раз­решения конфликтов.

Профилактика конфликтов — осуществление руководством организации или ее подразделения предупредительных мер по предотвращению деструктивно­го, дисфункционального развития конфликтных столкновений. К методам не­допущения такого рода конфликтов, в частности, относятся: выдвижение ин­тегрирующих целей, четкое определение видов связей в организационной структуре управления, соблюдение баланса прав и ответственности при вы­полнении работниками своих служебных обязанностей, использование раз­личных форм поощрения.

Разрешение конфликта — завершение конфликтного столкновения по доб­рой воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.

Сотрудничество — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ раз­решения конфликтов.

Социальное партнерство — система мероприятий по обеспечению сотруд­ничества наемных работников, работодателей и представителей органов госу­дарственной власти в целях согласования социально-экономических интере­сов, договорного урегулирования социально-трудовых отношений и цивилизованного разрешения трудовых споров (конфликтов).

Социально-трудовой конфликт — столкновение, разногласие отдельных лиц и групп, вызванное несовпадением частных и общих интересов, несовмести­мостью мотивов и целей.

Способ разрешения конфликта — совокупность характерных приемов (ук­лонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), от­личающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конф­ликтного столкновения.

Стиль конфликтного поведения — манера общения и образ действий участ­ника конфликта, способ осуществления интересов.

Стресс — нервное перевозбуждение, возникающее в результате разреше­ния противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности; защитно-приспособительная реакция организма на воздействие не­благоприятных жизненных обстоятельств.

Структура конфликта — совокупность элементов конфликтного столкнове­ния (основная причина, непосредственные участники, социальная среда).

Субъект конфликта — участник (сторона, оппонент) конфликтного столк­новения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом.





Типология конфликтов — классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономичес­кой, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юриди­ческой, семейпо-бытовой и др.

Уклонение — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разреше­ния конфликтов,

Управление конфликтами — целенаправленное воздействие па поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегули­рованию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.

Урегулирование конфликта — приведение сторон конфликтного взаимо­действия к примирению путем переговоров, участия посредников или арбит­ражного вмешательства.

Функция конфликта — выражение социального (позитивного или негатив­ного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни. К функциям конфликта, в частно­сти, относятся: интеграция, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности, содействие инициативе, преобразова­ние межличностных и межгрупповых отношений, информация, предупрежде­ние разрушительных противоборств.

Эмоциональный конфликт — столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией па поведение окружающих, расхождением взглядов.


I НИ(ПИ. | |..| ||)|ДУ| МОИ ПИИ |'Л1У1»М

1К1 М. I
миши........ И1 ПрО

>

. ми. | ПОрв II " МИ |" |

• Ш11.......... 1фли1...... | I........ 1992

{питчи, к ни а II Чслове* и бизнес путь совершенстве м. 19

Бойко В. В., Ковалев л I. Панферов и и Социально психологи................ (ий климт

коллектива и личность. М., 1983.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! НокОСИбир! *. 1989

Браим К.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. Минск,!')')(>

Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М, 1996,

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала Пособие ПО кадровой работе. М., 1998.

Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.

Голубович А.Д., Ситник А.В., Хенкин Б.Л., Симоукина 11.11. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. М., 1995.

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

Громова О.Н. Конфликтология: Учеб. пособие, М., 1993.

Дружинин В.В., КонторовД.С, Конторой М.Д Введение В теорию конфликта. М., 1989.

Жолобов Ю.В. Путь к диалогу: психология делового общения. Саратов, 1989.

Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: ПСИХОЛОГИЧеСКИе секреты профес­сии. М., 1992.

Займалин Е.П. Социальная Организация труда: переход к социальному со­трудничеству. М., 1996.

Зайцев А.К. Социальный конфликт па предприятии. Калуга, 1993.

Зайцев ГГ., Файбушевич СИ. Управление кадрами на предприятии: персо­нальный менеджмент. СПб., 1992.

Здравомыелов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие. М., 1995.

Зигерт В., Лат Л. Руководить бе I конфликтов. М., 1990.

Иванова Е.Н. Эффективное общение И конфликты. СПб., 1997.

Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А Человеческие ресурсы: основы управления персоналом. М., 1993.

Каррас Ч.Л. Искусство ведения неректоров: как достичь желаемого резуль­тата. М., 1997.

Конфликтология / Под ред. АС. Кармина. СПб., 1999.

Корнелиус X., Фэйр М. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.

Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель... Элементы психологии управле­ния в повседневной работе. М., 1993.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.

Кузьмин К.А. Психотсхнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.

Лобанов И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и само-трснировки. М., 1995.

Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.

Лупьяи Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.



Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие органи­зации. М, 1996..

Мескон М.Х., Альберт М., Хевоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992.

Обозов И.П. Психология межгрупповых отношений. Киев, 1990.

Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997.

Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.

Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М., 1997.

Психология и этика делового общения / Под ред. В.К. Лавриненко. М., 1997.

Пугачев Е.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М., 1998.

Робер М., Гильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991.

Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.

Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. М., 1997.

Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. М., 1998.

Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я. Киба-нова. М., 1998.

Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М„ 1999.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М, 1997.

Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. М., 1998.

Фишер Р., ЭргельД. Подготовка к переговорам. М, 1998.

Фишер Р., Юри У Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1992.

Чумиков АН. Управление конфликтами. М., 1995.

Шаленко В.II. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.

Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

Шейное В.II. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.

Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарология. М., 1992.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.

Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М, 1995.

Щекип К. Как снять стресс. М., 1993.


Цена

5$



X ^




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: