Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В преодолении конфликтов и стрессов




Имея в виду личный пример, в первую очередь отметим, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

• организатор трудового процесса;

• специалист, компетентный в решении задач вверенного под­разделения;

• человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения служат способности и желание ру­ководителя выполнять общие функции управления. К ним относят­ся: планирование, организация, регулирование, контроль.

Неотъемлемой составной частью указанных функций управле­ния является выполнение руководителем задач координационного характера:

• представительской, т.е. функции представления и защиты ин­тересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т.п.);

• мотивационной, т.е. функции проведения в подразделении эф­фективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т.п.;

• консультативной, т.е. функции по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта помощь долж­на выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя на деле содей­ствовать сотрудникам.

По опыту многих зарубежных и отечественных фирм выполне­ние руководителем указанных выше общих и координационных функций включается в систему его оценки. Тем самым качество исполнения и готовность руководителя к подобным задачам влия­ют на его официальный рейтинг и неформальный авторитет.

Качественное выполнение указанных общих и координацион­ных функций немыслимо без владения руководителем широкими и основательными знаниями в области своей профессиональной дея­тельности. Кроме того, для поддержания благоприятного социаль­но-психологического климата в коллективе руководителю необхо­димо пользоваться юридическими знаниями по трудовым отноше­ниям. Знать их основы, своевременно обращаться к соответствующим справочникам или специалистам-консультантам — важное условие эффективного личного примера руководителя.


Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного спе­циалиста в своей области. Наличия этих качеств еще недостаточно для того, чтобы руководитель личным примером способствовал предупреждению и преодолению конфликтов и стрессов в коллек­тиве. Ему, как уже указывалось, надлежит соблюсти еще одно ус­ловие, связанное с тем, чтобы подчиненные видели в нем челове­ка высокой культуры поведения, владеющего знаниями и навыками в области этики деловых отношений.




Несомненно также, что любой руководитель должен быть в опре­деленной степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения руководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отно­шений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.

Руководителю следует знать и понимать, что разные люди — будь то один человек или группа — в разное время могут реагиро­вать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставле­ний и т.п. Часто это происходит от того, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные выбира­ют в качестве средств защиты любые способы, которые могут огра­дить их собственное достоинство и самоуважение.

Другими словами, руководитель должен четко представлять себе, что в сфере управленческой деятельности проявляет себя объек­тивная зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их социально-психологических характеристик, т.е. моти­ваций поведения, способностей и свойств.

Стоит вновь подчеркнуть, что ущемление чувства собственного достоинства, самоуважения и личного статуса человека — прямой путь к конфликтам и стрессам. Это, в частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавязчивой форме да­вал разъяснения своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указаний, наставлений и просьб. Руководитель должен знать и постоянно помнить о том, что любой человек включен в систему общественных связей и отношений, а потому является их выражением и отражением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности, т.е. в любой момент времени участник производственного процесса может на­ходиться на разных уровнях интеллектуального, эмоционального, физического, мотивационного и социального состояния и разви­тия. Отсюда следует, что ни одна оценка со стороны руководителя результатов деятельности, профессионального поведения и лично-




стных качеств сотрудников не может быть окончательной, поскольку любой человек находится в развитии, меняет проявления своих способностей и свойств. Окончательность й стереотипность оценок руководителя, игнорирующие психологическую неадекватность ото­бражения человека человеком, как правило, ведут к возникнове­нию конфликтных ситуаций и стрессовых состояний.

Кроме того, руководителю следует четко осознавать, что в про­цессе управленческой деятельности находит свое проявление зако­номерность искажения смысла информации. Язык, на котором пе­редается управленческая информация, является естественным язы­ком, понятийный состав которого обладает возможностями различного толкования одного и того же сообщения. При этом люди, которые участвуют в процессе передачи и обработки информации, могут различаться по интеллекту, образованию, физическому и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений. Четкость и однозначность трактовок, необходи­мые пояснения, передача указаний без посредников, контроль вос­приятия информации — это те шаги, которые помогут руководите­лю избежать обострения отношений между участниками информа­ционного процесса.

Культура профессионального поведения руководителя определя­ется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширнос­тью интересов, общим уровнем образования и воспитания.Общече­ловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали действуют и находят свое проявление как в произ­водственной, так и вбытовой сферах жизни. Однако профессио­нальное поведение руководителя требует от него определенных спе­цифических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессо­вой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными сотрудника­ми. Этика деловых отношений предполагает, что руководитель вла­деет следующим инструментарием.

Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками практичес­кого использования указанных способов на практике.

Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотруд­никами — создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, спо­собность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы — это прямой путь к его участию в выявлении, предот­вращении и разрешении конфликтов или стрессовых ситуаций.

Умение руководителя создать доброжелательную и конструктив­ную обстановку во время беседы — качество, которое способствует


тому, что подчиненные сотрудники не будут замалчивать свои про­блемы, а будут стремиться решить их вместе со своим руководите­лем. Более того, руководитель должен поощрять подобные обраще­ния сотрудников. При возникновении признаков конфликтной ситуации, появлении у кого-либо из членов коллектива черт пове­дения, характерных для стресса, руководитель может, а при опре­деленных условиях обязан лично вмешаться в ситуацию через про­ведение беседы. Личное участие руководителя в решении деловых и морально-психологических проблем сотрудников не должно носить эпизодического характера. Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зави­симости от того, назрели острые проблемы или нет).

В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных сотрудников. Не­выполнение им правил критики, которые выработаны многолет­ним опытом общения людей, является распространенной ошиб­кой, ведущей к обострению отношений в коллективе, созданию конфликтной или стрессовой ситуации. Критиковать сотрудников — объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конст­руктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления лич­ного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого со­трудника. Исходя из этого, руководителю не следует: критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосред­ственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не дей­ствия сотрудника.

В-четвертых, от руководителя требуется сочетать деловую ак­тивность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неуда­чам, снимать психофизиологическое перенапряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний, устраивать психологические паузы при острых конфликтах. Обеспечение хоро­шего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т.е. состояния пол­ного физического, духовною и социального благополучия — пред­мет первостепенной заботы руководителя- Это поднимает деловой на­строй людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать конфликты и стрессы.

Очевидно, что от качеств, которыми обладает руководитель, зависит, может ли он бы п. для сотрудников примером высокопро­фессионального поведения или, напротив, служить наглядным сви­детельством того, как не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении конфликтами и стрессами как делом, своими профессиональными действиями, так и сло-





вом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, лич­ным «магнетизмом».

Контрольные вопросы и задания:

1. Кто может оказывать влияние на развитие конфликта и уча­ствовать в управлении им?

2. Укажите основные причины, в силу которых руководитель ста­новится непосредственным участником конфликта.

3. Какое значение для управления конфликтами и стрессами имеет правовая культура руководителя?

4. Назовите задачи и функции руководителя, выступающего по­средником в конфликте между своими подчиненными.

5. Каковы основные требования к качествам руководителя при разрешении конфликтов?

6. В чем проявляется значимость личного примера руководителя при урегулировании социально-трудовых конфликтов?






Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 422; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8905 - | 7580 - или читать все...

Читайте также:

 

100.26.176.182 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.