В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы:
I этап - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения: детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.
II этап - знания должны перейти в убеждения: глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается медленно и не всегда достигает положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигли следующего этапа — убеждения.
III этап - воспитание чувств: без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
|
|
IV этап - главный этап воспитательного процесса - деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увещеваний — практического результата не будет. Если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, «не набивает шишек», не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставляют как можно больше разумной свободы детям, чтобы в деятельности незаметно и гуманно корректировать их поведение. В практике воспитания этот этап не существует изолированно, а всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Воспитательный процесс должен пройти через все этапы, только тогда можно надеяться, что он будет эффективным. Эти этапы — знания, убеждения, чувства — сливаются с практической деятельностью.