Этапы процесса воспитания

В своем развитии воспитательный процесс проходит определен­ные этапы:

I этап - осоз­нание воспитанниками требуемых норм и правил поведения: детям необ­ходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

II этап - знания должны перейти в убеждения: глубокое осознание имен­но такого, а не иного типа поведения. Убеждения — твердые, осно­ванные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, ко­торые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается медленно и не всегда достигает по­ложительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспита­ние остановилось на первом этапе — знания, не достигли следую­щего этапа — убеждения.

III этап - воспитание чувств: без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитате­ли достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

IV этап - главный этап воспитательного процесса - дея­тельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увеще­ваний — практического результата не будет. Если ребенок лишен воз­можности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, «не набивает шишек», не набирается опыта в деятельно­сти, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставляют как можно больше разумной сво­боды детям, чтобы в деятельности незаметно и гуманно корректиро­вать их поведение. В практике воспитания этот этап не существует изолированно, а всегда сливается с формированием взглядов, убеж­дений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного про­цесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Воспитательный процесс должен пройти через все этапы, только тогда можно надеяться, что он будет эффективным. Эти этапы — знания, убеждения, чувства — сливаются с практической деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: