double arrow

Сущность воспитания

Воспитание как предмет педагогической науки

Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Понятие «воспитание» центральная категория в педагогике. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бец­ким.

Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления — социальный или пе­дагогический — представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явле­ние, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрас­тающего поколения в жизнь общества, результатом которо­го выступает культурно-историческая преемственность по­колений.

Воспитание (в социальном смысле) – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшему с целью подготовки младшего поколения к жизни и производительному труду.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

· это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

· воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизне­деятельности общества;

· на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкрет­но-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

· воспитание подрастающих поколений осуществляет­ся за счет освоения ими социального опыта в процессе об­щения и деятельности;

· по мере того как взрослые осознают свои воспита­тельные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педаго­гически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление — это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как обще­ственное явление чаще всего рассматривают как синоним по­нятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организа­цию), как усвоение субъектом элементов культуры, соци­альных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

1. Воспитание как педагогическое явление (в широком смысле) — это целена­правленный, системно организованный процесс, реализуе­мый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориенти­рованный на освоение личностью норм и правил поведе­ния, принятых в обществе.

2. Воспитание (в узком смысле) – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи оп­ределенные признаки:

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, кото­рый определяется позитивными изменениями, происходя­щими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на вос­питанника. Цель этого воздействия — стимулирование по­зитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимо­действие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление — это процесс, предполагающий конкретные качественные и количествен­ные изменения личностей, с которыми взаимодействует вос­питатель. Исходя из этого, воспитание как педагогическое яв­ление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, спе­циально организованная жизнедеятельность детей в усло­виях образовательного учреждения.

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педа­гогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспита­ния как общественного явления (социализации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: