Особенности воспитательного процесса

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, опреде­ляющих его сущность, специфику и характер протекания.

1. Воспитание — целенаправленный процесс. Это прояв­ляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эф­фективным, когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель вос­питания известна и понятна воспитаннику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.

2. Воспитание — многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множе­ство объективных и субъективных факторов, осложняю­щих воспитательный процесс или способствующих успеш­ности его протекания. В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать различные стороны общественной жизни (экономику, поли­тику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов — социальную среду, в кото­рой воспитывается личность (влияние семьи, школы, дру­зей, значимых личностей), а также индивидуально-личност­ные особенности воспитанника.

3. Воспитание — субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов. Это объясняется тем, что результаты воспитания не имеют четкого количе­ственного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан отлично, а какой — неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой воспитательный про­цесс можно считать качественным, эффективно воздейству­ющим на личность воспитанника, а какой является «показу­хой», ведется «для галочки» и не приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием та­лантов, способностей, увлечений.

4. Воспитание — процесс, характеризующийся отда­ленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы воспитанник осознал, чего именно доби­вается педагог, адекватно прореагировал на воспитатель­ное воздействие и сделал для себя правильные выводы, не­обходимо время. Иногда на это уходят целые годы.

5. Воспитание — непрерывный процесс, поскольку лич­ность нельзя воспитывать «от случая к случаю». Отдель­ные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на поведение лич­ности. Для этого необходима система регулярных педаго­гических воздействий, включающих постоянный контакт педагога и воспитанников. Если же процесс воспитания нерегулярен, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем за­былось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у воспитанника новые устой­чивые привычки.

6. Воспитание — комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целост­ного формирования личности, в которой гармонично пред­ставлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя формировать «по час­тям», либо уделяя внимание только формированию созна­ния, либо делая упор на развитие норм и правил поведе­ния, либо формируя эмоции и чувства.

7. Воспитание — двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая посту­пает к педагогу от воспитанников. Чем больше информа­ции об особенностях, способностях, склонностях, достоин­ствах и недостатках воспитанника имеется в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее и эффективнее он осуще­ствляет воспитательный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: