Значение трактата Данте «О народной речи»

Главной страной ренессансной культуры была Италия. В итальянском искусстве доминировала живопись, оказавшая влияние на литературу сво­ими реалистическими устремлениями. Писатели итальянского Возрождения овладевали искусством портрета, психологической характеристики персо­нажей. Основным предметом изображения в литературе стал человек как высшее начало бытия в его эволюции. Понимание роли индивидуаль­ного сознания коренным образом изменило качество художественной лите­ратуры, ее теоретического и критического осмысления.

Первым и достаточно отчетливым выражением ренессансного миро­воззрения было творчество Данте Алигьери (1265-1321), «последнего поэта средневековья и вместе с тем первого поэта нового времени». Данте считал, что светская поэзия имеет право на независимость от церкви. Если искусство, в его представлении, и не может отразить божественное совершенство, то в природе художник должен уловить его и постараться выразить в своем произведении. В знаме­нитом трактате «О народной речи» (1304-1307) он признает божественным лишь древнееврейский язык Ветхого завета. Все новые языки уже имеют чисто человеческую природу, тесно связаны с практической деятельностью человека. Если древнееврейский язык неподвижен, то все новые языки изменяются. Новым языком Данте считает и современный ему итальянский язык, противопоставленный им мертвой латыни. Усматривая различие меж­ду народным разговорным языком и языком поэзии, он утверждает, что на основе творческой переработки народных диалектов возникает язык поэзии, превосходящий их. Этот язык должен быть общим для всей Италии. Данте подчеркивает сугубо индивидуальный характер литературного творчества: «Более высокие понятия могут появляться лишь там, где жи­вут науки и дарования; значит, наиболее совершенный язьж невозможен у говорящих по-деревенски. Значит, этот язык - удел личности... Наиболее тонкие мысли не могут быть у тех, в ком нет изобретательности и подго­товки».

Трактат Данте послужил дальнейшему развитию литературной тео­рии и критики. Выдвигая вопрос о социальном значении языка как сред­ства общения между людьми, он одним из первых определяет коммуника­тивную функцию литературы: «Если же рассмотрим ближе, к чему стре­мимся мы в нашей речи, станет очевидным, что ни к чему другому, как к тому, чтоб передать другим мысль нашего ума».

В связи с этим Данте среди различных видов искусства особое значе­ние придает поэзии, став, по существу, пионером важнейшей ренессансной литературно-критической тенденции, первым выступив в защиту поэтиче­ских жанров. В песенном жанре канцоны он видел большие возможности для слияния познавательного и коммуникативного начал.

Трактат Данте «О народной речи» обладал и таким качеством нарождающейся новой критики, как острая полемичность. Автор его смело выступал против официального языка церкви — средневековой латыни — и защиту национального, доступного массам итальянского языка.

Литературная критика великой эпохи начинается с переоценки литера­туры античности. Узкая, схоластическая трактовка произведений антично­сти мыслителями средневековья сменяется восторженным поклонением.

Первыми начали собирать и изучать памятники античной литературы великие итальянские гуманисты Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: