Развитие литературной теории и критики в эпоху Возрождения

Историко-культурные особенности Ренессанса

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством»,В XV-XVI столетиях в странах Западной Европы развиваются новые, капиталистические отношения. Некогда изолированные города ста­новятся центрами национальной жизни, утрачивается былое политическое и культурное значение старых замков и монастырей. Мануфактура наступа­ет на ремесленное производство. Человек начинает осознавать свою силу и независимость от религии. Европейцы узнают о культуре других матери­ков. Появляется книгопечатание. Авторитет священного писания постепен­но отодвигается на второй план возрождением языческой античности.

Как движение, враждебное теологии, выступает итальянская натурфи­лософия XVI в., стремящаяся создать картину мира на основе непосредст­венного изучения действительности, в противовес книжному знанию сред­невековой схоластики. Возникает вера в опытное знание, теснящая теоло­гию. «Изгнанный за пределы космоса... бог в системах натуралистического пантеизма XVI века, у Патрици и Бруно, растворился в природе и отожде­ствлялся с ней».

Однако Ренессанс не был полностью светским мировоззрением. Наряду с обновленной античной натурфилософией он использовал философию и эстетику неоплатонизма, применяя ее, по меткому замечанию А.Ф. Лосева, «для своего вполне реалистического искусства и для своего прогрессивно-гуманистического понимания личности и общества».

Вопрос об исторических границах Ренессанса остается предметом дис­куссий, среди которых доминируют два подхода. Согласно первому Воз­рождение рассматривается как качественный скачок, революционный пере­ворот в развитии культуры и искусства. В соответствии со вторым подходом Возрождение имеет признаки постепенной эволюции от средневековья к Новому времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: