Историко-культурные особенности Ренессанса
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством»,В XV-XVI столетиях в странах Западной Европы развиваются новые, капиталистические отношения. Некогда изолированные города становятся центрами национальной жизни, утрачивается былое политическое и культурное значение старых замков и монастырей. Мануфактура наступает на ремесленное производство. Человек начинает осознавать свою силу и независимость от религии. Европейцы узнают о культуре других материков. Появляется книгопечатание. Авторитет священного писания постепенно отодвигается на второй план возрождением языческой античности.
Как движение, враждебное теологии, выступает итальянская натурфилософия XVI в., стремящаяся создать картину мира на основе непосредственного изучения действительности, в противовес книжному знанию средневековой схоластики. Возникает вера в опытное знание, теснящая теологию. «Изгнанный за пределы космоса... бог в системах натуралистического пантеизма XVI века, у Патрици и Бруно, растворился в природе и отождествлялся с ней».
|
|
Однако Ренессанс не был полностью светским мировоззрением. Наряду с обновленной античной натурфилософией он использовал философию и эстетику неоплатонизма, применяя ее, по меткому замечанию А.Ф. Лосева, «для своего вполне реалистического искусства и для своего прогрессивно-гуманистического понимания личности и общества».
Вопрос об исторических границах Ренессанса остается предметом дискуссий, среди которых доминируют два подхода. Согласно первому Возрождение рассматривается как качественный скачок, революционный переворот в развитии культуры и искусства. В соответствии со вторым подходом Возрождение имеет признаки постепенной эволюции от средневековья к Новому времени.