Катакомбное искусство

Катакомбы рыли на всем пространстве Средиземноморья и Причерноморья – Греция, Италия, Малая Азия, Крым и т.д. Самыми же важными как по объему (километры, площадь), так и по сохранившимся остаткам раннехристианской живописи – это римские кладбища-катакомбы, достигают 6 этажей в глубину, в стенах имеются ниши для погребения. Причем это специально выдолбленные помещения, очень немногие переделаны из каменоломен. Кроме коридоров имеются помещения для молитвы. К 5 в.римские катакомбы забываются, открыты они уже в наше время и активно изучаются. В катакомбах не только образцы искусства 1-3 вв, но и более поздние, до 5 в. В катакомбах находим все те же белофонные сюжеты, изображения Христа с бородой, вполне узнаваемые, что говорит о традиции такого изображения до 6 века. Находим изображения Павла и прочих апостолов. В катакомбах много аллегорий, особенно часто – рыба, символ Христа, и множества рыб (символ христиан), птицы, и причем птица редко, когда это символ Третьей Ипостаси. Скорее и чаще под птицей разумели душу человека. Птица, клюющая виноград. Виноград – символ Евхаристии. Т.о., это сюжет причащения. Интересно, что встречаются иногда картинки христианской тематики, но высокого профессионализма и с признаками светского искусства живописи. Это говорит о том, что в общины христиан 1-3 вв приходили и образованные, ученые художники, которые смиряли свое умение под уже существующую традицию. Так, например, такие картины отличаются живостью красок, но в отличие от светских сюжетов отсутствуют тени и задний план (перспектива).

Павлин – символ вечной жизни. Агнец – символ Христа, также символ христианина, как овца среди волков. Отсутствие подписей – следствие конспирации. Во избежание распознавания сюжета, его не подписывают. После Константина Великого подписи все чаще.

Другие аллегории – Орфей с лирой, своей игрой привлекающий животных. Этот сюжет по значению равен другому: пастух, игрой привлекающий стадо словесных овец.

Также: муж – символ ангела (без крыльев), корабль – церковь, парус – веяние Духа Святаго.

Добрый пастырь – уже почти икона Христа.

Иконы в катакомбах отсутствуют. Нибм вообще находка античная и не христианская. Но в христианстве нимб переосмыслен. Много в катакомбах орант – молящихся. Причем лишь некоторые из них – образы Богородицы. Чаще это изображение души христианской или Церкви.

Богородица в древности изображалась в одежде знатной римской гражданки в легкой вуали. Это, правда, не относится к восточным изображениям, так обычаи изображения изначально другие.

Кроме молельных образов в катакомбах имеются библейские сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Важные иллюстрации об истинах христианских: о грехопадении (Адам и Ева у дерева), Моисей, изводящий воду, три отрока в пещи, Самсон, побивающий врагов челюстью.

Особенности изображений вообще: кроме отсутствия перспективы, характерно спокойствие, плавность движений святых угодников. И напротив, враги обеспокоены, суетливы – признак безблагодатности. Тот е Самсон в реальности, конечно, махал бы челюстью со страшной силой, здесь же он поти неподвижен, а враг бежит прочь. Так же сюжеты: поклонение волхвов – любимая тема, Христос и самарянка – здесь Христос еще не имеет традиционных одежд современной иконографии. Много трапез – символ Евхаристии. Отречение Петра – сюжет легко узнаваем без подписи по присутствию петуха (его по идее быть не должно).

Большую часть храмовой росписи занимают орнаменты. Алтарная часть катакомбных храмов отделяется перегородкой. Роспись хотя и заполняет все пространство, однако еще бессистемна. Расположение сюжетов не регламентировано. Эта система сложится уже после иконоборческого периода. Однако, видна преемственность первых легальных храмов от катакомбных. Росписи восходят ко 2 веку. Храмовая роспись ведет свое начало еще от века мужей апостольских.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: