Технология иконы

Всякое художественное произведение имеет основу. Для иконы – доска. В России – из липы, Сибирь – кедр. Можно грушу, кипарис. Дерево надо высушивать. Липа сохнет 3 года. Рубить надо зимой, когда соков нет. Сначало сушат неошкуренной, потом через 1 год режут на доски. Простая сушка не меняет структуру дерева, и это пагубно для иконы. Сушить надо под навесом. Лишь паровая сушка приближает результат к трехлетней сушке. Брусья от старого дома можно также использовать под иконы, можно даже сухостой, но который еще не начал гнить.

Для иконы блоки собираются особо. Расположение колец д.б.одинаковым. Сердцевина дерева должна удаляться. При сборке – д.быть идеальная подгонка. Подгонка всухую. Иконную доску обычно сзади моря. Но современные морилки к этому не подходят. Для соединения блоков можно применять шипы. В древности применяли осетровый клей, рыбный. Можно применять казеиновый клей. Когда доска склеена, на ней надо убрать сучки. Сучок высверливается или вырезается ромбовидным образом и ставят заглушку из этого же дерева. Иконный блок закрепляется шконками во избежание деформации. Шпонки не вклеиваются, а вставляются. На доске вырезается ковчег, он символ горнего мира, снос – это переход. Торцы завощают вощилкой (воск + скипидар).

Иконную доску грунтуют. Сперва проклеивают желатином, затем приклеивают материю (марля, холстина). Ткань изначально вываривается. Между доской и паволокой (тканью) не должно быть воска.

Далее укладывают грунтовку (мел + клей). До 12 слоев грунтовки. Потом доска полируется, затем выполняется рисунок углем или охрой. Когда он найден, закрепляют краской. Краска – порошок цветной + связующий (яичная эмульсия, белое вино; русское пиво + желток). По краю рисунок графят – тонко процарапывают. Далее золотят сусальным золотом – очень тонкое золото. Заменитель не долговечен. Золотили в древности на охру, полимент. Сейчас золотят с добавлением водки и воды. В 18 в позолоту выполняли на лак. Лак должен просохнуть в течение недели. Закрывают золото белком яйца или шлачной политурой.

Далее – работа с цветом. В темпере пигменты и связующие. Пигменты – натуральные: земли, от желтых до черных, но могут быть и зеленые и синие; минералы – киноварь, синие лазуриты, коричневые гематиты, зеленые, желтые и т.д.

Земли дешевле, нежели минералы. На цену влияет и качество пигмента (кипрская охра). Некоторые пигменты ядовиты. Так киноварь – соединение ртути; свинцовые белила и др., железистый сурик, аурипигмент – ярко-желтый. Пигменты не следует перетирать до пыли, т.к.важно наличие кристаллической решетки. Используют титановые белила. Эмульсия скрепляет краску с поверхностью. Цвет наносится на икону.

После этого осуществляют пробел. Но никогда не высветляется цвет раскраш. В основном пробела зеленые и негативные. На иконе фон всегда четко выделяется от личного. Высветление еще называется охрением. Завершается работа асистом.

Поверхность перед асистом натирается зубным порошком. Потом клеящий состав (вареное пиво или чесночный сок) наносится рисунок, который надо золотить. Золото накладывают мякишом хлеба. Потом на доску наливается олифа льняная, которая образует пленку на поверхности краски. Когда олифа встала, то промакается папиросной бумагой. Затем отф....ают поверхность для удаления блеска. Затем икону ставят на свет, чтобы она высохла. Лаки на иконе использовать не стоит.

См.кн.: Мон.Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Филатов Виктор Васильевич. Словарь изографа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: