Иконография доиконоборческого периода

Древнейшие реально сохранившиеся иконы – 6 в, вообще сохранилось немало икон этого периода, хотя в иконоборческое время было приложено много усилий по уничтожению их. Самое обильное собрание икон – на Синае, там также древнейший лакокрасочный слой не ранее 6 в. Синайское собрание – это не только местные, но и привозные разных школ образцы. Одна из известныйший – Спас, поясное изображение работы Кпл мастеров. Это достаточно реалистическое изображение. Древнейшие иконы написаны каустикой. Каустика – это восковые краски, они распространены в древности, еще в античное время. Связующим элементом был воск. Краска представляла собой мастику. Спас характеризуется реалистической передачей изображения. Имеется уже традиционный золотой нимб. Реализм выражается в объемности, в характерном изгибе бровей, в разности глаз, в движении глаз. В то же время есть и уплощенности, например, невозможно сказать об объеме головы в целом. Разность глаз – это не символ двух естеств, не символ милосердия, это просто реалистическая передача: любому человеческому лицу свойственна асимметрия. Современные же толкования подобны приведенным – шизофрения современного сознания. Другие иконы Синайского собрания: Богородичные 6 в – вполне традиционное изображение. Хотя западные иконы Богоматери того же времени, например римский храм Санта Мария Мажоре, имеют непривычные позы, одежды, сюжеты. Синайские изображения Спасителя также традиционны, хотя образцы Синайского собрания имеют характерные “архаичности” ранней иконописи: объем, тени. Все это впоследствии исчезает с икон, они уплощаются. Объясняется же раннехристианская реалистическая передача тем, что художники находятся под влиянием светского искусства. Со временем иконография вырабатывает свой стиль – абстрактный, бесстрастный.

Синайское собрание содержит и менее профессиональные образцы как по передаче, так и по композиции. Мученики, ап.Петр, Распятие. Изображения Распятий несколько необычные. Христос стоит на Кресте. У хитона отсутствуют только рукава.

Ветхий Денми – то, что при списывании стало называться Новозаветной Троицей. На самом деле это изображение видения пророку Иезекиилю. Изображения часто намеренно не пропорциональны. В знак величия какого-либо святого уменьшается его голова в соотношении с телом. Иногда же наоборот, как на иконе “Христос и Мина” фигуры по сравнению с головой непропорционально малы, как бы карлики. Христос и Мина – не принадлежит Синайскому собранию Синайское собрание в 19 в было разобрано по музеям Европы. В том числе несколько икон Порфирий Успенский привез в Киевский музей.

Сохранились также миниатюры 6-7 вв. Искусство миниатюры также имело развитие в христианстве. Это дорогое, элитарное искусство, поэтому его не могло быть в 1-2 в.

Но далее оно имело свое место и развитие. Первые миниатюры – изображения на книгах. Их могли созерцать немногие. Например, евангельские миниатюры доступны только священнослужителям. И вообще книги не тиражировались, они единичны. Когда Церковь испытывала гонения, нужду, искусство миниатюры почти исчезает, затем происходит возрождение и к 6 в имеется уже довольно много образцов этого типа. Например, Сирийское Евангелие Раббулы.

Другие образцы 6 в (миниатюры).

Пятидесятница – интересное изображение: апостолы нетрадиционно стоят. Это как бы совмещение с Вознесением. Действо сошествия огненных языков происходит не в помещении. Распятие – также как Распятие Синайского собрания, это имеет необычное стояние на Кресте. Сверху – дополнительный сюжет воскресения. Одежда без рукавов. Интересно, что современного изображения Воскресения – Сошествия во ад – в доиконоборческом периоде нет. Традиция Воскресения 6 в – это изображение кувуклии (алтаря) храма Воскресения, а также наличие ангелов и мироносиц. Т.е.изначально не изображалось то, чего никто не видел. Сошествие во ад – это все-таки символ.

Пилат, умывающий руки – древнейшее изображение. Миниатюры, разумеется, соответствовали тексту Евангелия. Среди миниатюр имеют место и аллегории.

6 век – время формирования традиций изображений. Например, Рождество Христово – к 7 в видим уже традиционное возлежание Богородицы, вола и осла при яслях. Чуть в стороне – Иосифа. Окончательно складывается иконографическая традиция к 11 веку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: