Живопись. Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев

ИСКУССТВО РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

ПЕРИОД I-III ВВ

Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев. Христиане не копировали, не следовали прямо, но определенные черты раннего искусства родились именно вследствие общения с языческими образцами.

АРХИТЕКТУРА

Античное искусство было знаменито грандиозными сооружениями. В первые три века христианство ничего подобного не могло строить. Создавались отдельные храмы, но они не могли соперничать по грандиозности с античными.

После эдикта 313 г.ряд храмов (Римский Пантеон) становятся христианскими. Но и при Константине Великом повторить эти постройки самостоятельно еще не было возможности.

Искусство скульптуры, бывшее в употреблении в античности, теперь перестает быть актуальным. В этот период создается очень мало скульптур. Например, скульптура Христа в Панаде – 1-3 вв, но в целом отношение к скульптуре неготивное, количество их у ранних христиан незначительное.

ЖИВОПИСЬ

Также сохранились отдельные фрагменты античной росписи, по которым можно судить, что искусство ранних христиан очень схоже со светским по художественным качествам, а также изобилует аллегориями. Об античной росписи узнаем из сохранившихся зданий. Во многом это орнамент, росписи покрывали все здания. Имеются незначительные сюжеты. У христиан в основном аллегории. Отличие от светского искусства все же есть. Заключается оно в ином решении пространства. На христианских образцах нет заднего плана. Пол обычно без предупреждения (горизонта) сливается с небом. Также изображения светские отличаются равнодушием к зрителю, в то время как христиане вовлекают смотрящего в свое действо. Также раннехристианские изображения почти не знают профиля и положения “со спины” - это преимущественно светские элементы росписи (безразличие ко зрителю).

Второй план, перспектива, тени – все это в христианской росписи отсутствует. Фасовые изображения людей совершенно разнятся с иконографией, и не только решением пространства. Античные лица исполнены грусти, тоски, усталости от жизни. Здесь нет радости небожителей, которую встречаем в христианской росписи. В Риме 1-3 вв продолжают мумифицировать останки, а на гробе вместо традиционно-египетских масок делаются росписи – образцы античного портретного искусства. Затем это влияет и на египетскую практику захоронений. Встречаем очень живописные натуралистические изображения людей. Никогда христианское искусство не знает расплывшихся лиц, свидетельствующих о разгульной и сытой жизни. На иконах подчеркивается аскеза и радость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: