Греческое искусство постиконоборческой эпохи

Эта эпоха подразделяется на несколько периодов:

9-10 вв, Македонский период, или период Македонского возрождения

11- начало 13 вв, Комниновский период

2-я половина 13 – половина 15 в, Палеологовский период

2-я половина 15 – 17 в, поствизантийский период

Начиная с македонского периода в Византии формируется и окончательно утверждается крестово-купольная форма храмов. Конечно, еще имеют место отдельные базиликальные постройки, но это незначительно. Крестово-купольные храмы по-прежнему вытянуты, форма их по традиции продолговатая. "Крестовость" выражена в форме сводов. Как правило, четыре колонны поддерживают барабан. Колонны соединяются арками, которые идут к стенам. Все вместе образует крестовую форму. Храмы завершаются полукружиями (апсидами) алтарей, что символизирует сопричастность вечности. Вообще крестовость храма подчеркивается росписями.

Начиная с 6 уже века храмы начинают украшаться. Но в македонский период и вообще в средневековье эта тенденция внешнего украсительства особенно заметна. Раньше девизом было – скромность снаружи, но духовная красота внутри христианина, то теперь: внешнее благолепие – отражение внутреннего. В архитектуре теперь присутствуют и элементы декоративной кладки: резной камень или сочетание камня и кирпича. Декор архитектуры видим на примере храма Хоснас Лукас в районе Плакида, центр Византии или чуть севернее.

В македонский период формируется богословски осмысленная система росписей и мозаик. Особенно сильно влияли на это проповеди патриарха Фотия. Он давал богословские оценки росписям освящаемых храмов. В куполах в македонский период часта иконография – как в семинарском храме МДС. В куполе вознесшийся Спаситель, по краям апостолы и Богородица. В дальнейшем в следующие периоды, в куполах основным изображением станет икона Пантократора. Это тоже благословляющее изображение, но оно уже поясное. В барабане вокруг Пантократора группируются пророки Ветхого Завета. На парусах, т.е.на переходах от барабана к колоннам уже в македонский период закрепляются изображения евангелистов. С системой росписи купола и барабана тесносвязана роспись центральной алтарной апсиды. Обычным изображением в конхе становится Богородица, причем без определенного правила: Оранта с Младенцем или без, Умиление и др. Впоследствии после уже македонского периода в конхе развивается евхаристическая тема. Богородица при этом не исчезает. Евхаристия расписывается ниже. Чаще всего изображаются 12 апостолов, но не "Христовы", а в различных вариантах. Часто присутствует апостол Павел, ап.Марк, Лука. И при этом удалены оба Иуды и Иаков младший.

Иногда наоборот – присутствует Иуда, что показываетвозможность причастия во осуждение. Ниже – уже по стенам алтаря часто изображаются святители, причем в фас, т.е.смотрящие на престол в центре алтаря. Позже в палеологовский период святители повернутся в профили, лицом на горний престол.

В других апсидах по стенам расписывают обычно [Дн.] в богослужебных одеждах, а выше осмысляются сюжеты Р.Х., Крестной смерти, проповеди Крестителя, т.е.темы земной жизни Христа – это левая апсида, где обычно находится жертвенник. В правой апсиде, в [диано...] часто располагается придел, и поэтому темы росписи связываются с освящением придела. Храмовые колонны обычно украшаются росписями святых – столпов Церкви. Это характерно для всего средневековья. На западной грани иногда видим Благовещение. Когда в позднее средневековье делаются попытки иной росписи столбов, например ряд двунадесятых праздников, то это откровенно диссонирует, а сами столбы кажется теряют свою прочность и "столбообразность". Это психологический момент. На сводах в македонский период изображаются сцены Нового Завета: притчи, чудеса, сюжеты земной жизни Христа.

Ниже – характерная особенность Византии – помещают моленные образа. В России в этих местах обычно с 15 в помещают сюжеты Вселенских соборов.

Западная стена: иногда у греков и часто в России изображается Страшный Суд. В Византии здесь чаще Успение.

Бывали и другие системы храмовых росписей. В Малой Азии в куполе характерен Крест, тогда в конхе центральной апсиды обязательно присутствует Сам Господь. Конха – вообще второй по значимости храмовый полукруг. Конха и купол связаны тематически. Также в конхе часто изображается ветхозаветное Богоявление или "теофании": это видение пророка Иезекииля зрелого Мужа рядом с Ветхим Денми, иногда это называют Новозаветной Троицей. Также в конхе может быть изображение Спаса в силах.

В целом отметим, что в македонский период создается четкая продуманная богословски система росписи, которая будет присутствовать на протяжении всего средневековья как эталон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: