Предисловие. Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения

Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения. Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педаго­гическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает разви­тие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания, причину его радостей и тревог.

Значение этого курса связано и с формированием научного зна­ния читателей, и с требованиями реальной жизни. С одной сторо­ны, содержание этого предмета, по сути, является основой культу­ры, необходимой для человека в любой области его деятельности. И психология, и педагогика связаны с многими гуманитарными на­уками — этнографией, социологией, теорией культуры, искусство­ведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины, которые прак­тически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в конце концов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обога­тить эти науки.

Полученные знания помогут читателю понять, что прогресс, под которым подразумевается появление качественно лучшего, идущего вперед по сравнению со старым, нового знания, возможен в технике, но не в гуманитарной науке. Да, действительно, в насто­ящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нер­вной системе человека, но плоды духовной деятельности психоло­гов, философов и педагогов Древней Греции или Рима были не ме­нее значительными или интересными, чем труды наших современников. Именно синтез всех знаний, всех данных о психи­ке, о логике становления внутреннего мира людей и их представле-


10 Предисловие

ний об окружающем делает современную психологическую и педа­гогическую науки значимыми и реально помогающими в жизни.

Целью авторов было не только дать представление о содержа­нии психологии и педагогики, но и побудить читателей к переносу полученных знаний в собственную научную и практическую дея­тельность, помочь более объективно разобраться в себе и окружа­ющих. Знаниями в области житейской психологии обладают все, кто хоть немного задумывался о проблемах познания мира, своих переживаниях и стремлениях. Однако житейская психология, на­ряду с некоторыми важными понятиями, несет в себе и множество стереотипов, заблуждений, предрассудков, мешающих людям пра­вильно и объективно разобраться в себе и других, осознать право окружающих быть самими собой, т.е. отличными от других. Осо­бенно важно (и наиболее сложно) понять и принять индивидуаль­ность и самостоятельность близких нам людей, а также невозмож­ность при всем нашем желании переделать их по своему образцу.

Осознание уникальности любого человека приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах, которые есть у каждого и которые надо сознавать и уметь уравновешивать. Не менее значимыми явля­ются и проблемы способностей, определяющих склонности и воз­можности людей, а также закономерностей процесса познания мира и тех сложностей, что встают перед людьми на этом пути.

Еще одной проблемой, которая находит отражение в учебнике, является социализация, т.е. процесс вхождения человека в окружа­ющий мир, общения с другими людьми и нахождения той группы, с которой человек идентифицируется, считая ее своей.

Естественно, что в книге дано только краткое и достаточно по­пулярное освещение тех сложных проблем, которые решили и ре­шают в настоящее время психология и педагогика. В ней раскрыты преимущественно те вопросы и достижения этих наук, которые имеют непосредственное отношение к жизни большинства людей, а не только специалистов-психологов.

Авторы надеются, что читатели не только получат достаточно полное представление о предмете и проблематике этих наук, но и всерьез заинтересуются ими, а полученные знания не будут забыты после сданного экзамена, но помогут в решении реальных жизнен­ных вопросов.


Часть I ПЕДАГОГИКА


Глава 1. Общие основы педагогики 1.1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики являются ге явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это об­разование, изучением которого занимается целый ряд наук (фило­софия, психология, социология и др.).

Предметом педагогики выступает образование как реальный це­лостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тен­денции и перспективы образования как фактора и средства разви­тия человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педа­гогика разрабатывает теорию и технологию организации образова­тельного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главных составляю­щих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить); содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как учить).

Задачипедагогики

1.Определение и изучение закономерностей в областях воспита­
ния и обучения, управления образовательными и воспитательными
системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как свя­
зи между специально созданными или объективно существующими
условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов вы­
ступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача
предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и на­
учную интерпретацию передового педагогического опыта, выяв-


14 Часть 1. 1 Педагогика

ление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных
систем. Теоретические модели предполагаемого развития образо­
вательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для
управления политикой и экономикой образования, совершенство­
вания педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и вос­
питания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение
новых открытий в смежных научных областях (психологии, физио­
логии, социологии и др.), а также определяется пониманием спе­
цифики современного социального заказа в области образования
(например, сегодня от выпускника школы в большей степени тре­
буется наличие творческих способностей, и, следовательно, педа­
гогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать спо­
собы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в прак­
тику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают
научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффек­
тивность решения этой задачи во многом достигается привлечени­
ем педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования
и созданию нового педагогического продукта (технологии, методи­
ки, методического оснащения и пр.).

Функции педагогики

Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами.

1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описа­тельном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные ис­следования педагогического процесса и построение более эффек­тивных моделей этого процесса).

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явле­ний, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом


Глава 1. Общие основы педагогики 15

уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагоги­ческих систем, опережающие практику образования.

2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях: проективном (разработка методических материалов, определяю­щих содержание и характер образования: учебные планы, програм­мы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразова­тельном (внедрение достижений педагогической науки в практи­ку); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспи­тания, коррекция научно-практической деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: