Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения. Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педагогическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает развитие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания, причину его радостей и тревог.
Значение этого курса связано и с формированием научного знания читателей, и с требованиями реальной жизни. С одной стороны, содержание этого предмета, по сути, является основой культуры, необходимой для человека в любой области его деятельности. И психология, и педагогика связаны с многими гуманитарными науками — этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины, которые практически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в конце концов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обогатить эти науки.
|
|
Полученные знания помогут читателю понять, что прогресс, под которым подразумевается появление качественно лучшего, идущего вперед по сравнению со старым, нового знания, возможен в технике, но не в гуманитарной науке. Да, действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов, философов и педагогов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников. Именно синтез всех знаний, всех данных о психике, о логике становления внутреннего мира людей и их представле-
10 Предисловие
ний об окружающем делает современную психологическую и педагогическую науки значимыми и реально помогающими в жизни.
Целью авторов было не только дать представление о содержании психологии и педагогики, но и побудить читателей к переносу полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, помочь более объективно разобраться в себе и окружающих. Знаниями в области житейской психологии обладают все, кто хоть немного задумывался о проблемах познания мира, своих переживаниях и стремлениях. Однако житейская психология, наряду с некоторыми важными понятиями, несет в себе и множество стереотипов, заблуждений, предрассудков, мешающих людям правильно и объективно разобраться в себе и других, осознать право окружающих быть самими собой, т.е. отличными от других. Особенно важно (и наиболее сложно) понять и принять индивидуальность и самостоятельность близких нам людей, а также невозможность при всем нашем желании переделать их по своему образцу.
|
|
Осознание уникальности любого человека приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах, которые есть у каждого и которые надо сознавать и уметь уравновешивать. Не менее значимыми являются и проблемы способностей, определяющих склонности и возможности людей, а также закономерностей процесса познания мира и тех сложностей, что встают перед людьми на этом пути.
Еще одной проблемой, которая находит отражение в учебнике, является социализация, т.е. процесс вхождения человека в окружающий мир, общения с другими людьми и нахождения той группы, с которой человек идентифицируется, считая ее своей.
Естественно, что в книге дано только краткое и достаточно популярное освещение тех сложных проблем, которые решили и решают в настоящее время психология и педагогика. В ней раскрыты преимущественно те вопросы и достижения этих наук, которые имеют непосредственное отношение к жизни большинства людей, а не только специалистов-психологов.
Авторы надеются, что читатели не только получат достаточно полное представление о предмете и проблематике этих наук, но и всерьез заинтересуются ими, а полученные знания не будут забыты после сданного экзамена, но помогут в решении реальных жизненных вопросов.
Часть I ПЕДАГОГИКА
Глава 1. Общие основы педагогики 1.1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект и предмет педагогики
Объектом педагогики являются ге явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главных составляющих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить); содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как учить).
Задачипедагогики
1.Определение и изучение закономерностей в областях воспита
ния и обучения, управления образовательными и воспитательными
системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как свя
зи между специально созданными или объективно существующими
условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов вы
ступают обученность, воспитанность и развитость личности.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача
предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и на
учную интерпретацию передового педагогического опыта, выяв-
14 Часть 1. 1 Педагогика
ление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.
3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных
систем. Теоретические модели предполагаемого развития образо
вательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для
управления политикой и экономикой образования, совершенство
вания педагогической деятельности.
|
|
4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и вос
питания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение
новых открытий в смежных научных областях (психологии, физио
логии, социологии и др.), а также определяется пониманием спе
цифики современного социального заказа в области образования
(например, сегодня от выпускника школы в большей степени тре
буется наличие творческих способностей, и, следовательно, педа
гогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать спо
собы решения этой задачи).
5. Внедрение результатов педагогических исследований в прак
тику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают
научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффек
тивность решения этой задачи во многом достигается привлечени
ем педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования
и созданию нового педагогического продукта (технологии, методи
ки, методического оснащения и пр.).
Функции педагогики
Функции педагогики обусловлены ее предметом и задачами.
1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом
Глава 1. Общие основы педагогики 15
уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие практику образования.
2. Технологическая функция также реализуется на трех уровнях: проективном (разработка методических материалов, определяющих содержание и характер образования: учебные планы, программы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция научно-практической деятельности).
|
|