Понятие интегральной индивидуальности

Это сочетание показывает, что одаренность может уже рас­сматриваться как следующий уровень индивидуальности, связан­ный с сочетанием различных качеств между собой. Такое сочета­ние характерно и для людей, имеющих ярко выраженную латераль-ность в организации мозга, — выраженных левшей или правшей. Если для первых характерен более высокий уровень эмотивности, образность и склонность к творчеству в художественной деятель­ности, то у правшей больше выражено логическое, рациональное начало, ослабляющее эмоциональность и направляющее актив­ность в большей степени на поиск правильного решения, а не раз­нообразных путей его достижения.

Система индивидуальных черт складывается в тип личности, т.е. в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая опреде-


374 Часть П. Психология

ляет предрасположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой. Наиболее общим параметром для типо­логии является разделение по половому признаку, которое наблю­дается уже у животных. Современные исследования показали, что для мускулинного типа характерен больший разброс выраженно­сти признаков, чем для фемининного, а также более выраженная склонность к риску, предприимчивость и вариативность поведе­ния.

Одной из наиболее распространенных типологий является кон­цепция К. Юнга, которая базируется на двух основаниях — домини­рование экстра-интровертности и развитие четырех основньж пси­хических процессов (мышления, чувствования, интуиции и ощуще­ния). При этом понятия «экстравертность» и «интровертность» у Юнга существенно отличаются от содержания той психодинамиче­ской характеристики, о которой говорилось ранее. Исходя из свое­го понимания структуры души, Юнг доказывал, что интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внут­реннюю часть своей души, строят свое поведение, исходя из собст­венных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наобо­рот, больше ориентированы на персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил пове­дения. Если для интроверта опасностью является полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опас­ностью — потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты — фанатиками.

Однако стремление к сохранению целостности личности не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить дру­гую. Поэтому эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отноше­ния с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются дру­гой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараясь настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруд­нительно для интроверта, который исходит только из своих пози­ций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо про-


Глава 8. Индивидуальность и личность 375

сто уходит от контакта. В то же время в общении в близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно по­давляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал и изве­стных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толсто­го к типичным экстравертам, а Достоевского — к интровертам.

Юнг считал также, что у каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и индивидуализирует путь развития человека. Мышление и чувство­вание являются альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, то люди, относящиеся к мыслительному типу, превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведе­нии. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтан­но, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже от­рицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, спо­собных по той или иной причине принимать решения, то ощуще­ние и интуиция характеризуют скорее способы получения инфор­мации, и люди этого типа более созерцательны. При этом ощуще­ние ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредст­венную ситуацию, в то время как интуитивные — на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в каждом челове­ке, доминирует же одна из них, которая частично дополняется вто­рой функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательны осталь­ные. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Хотя отголоски типологии Юнга и прослеживаются в совре­менных концепциях индивидуальности и личности, более совер­шенной и распространенной на сегодняшний день является струк­тура индивидуальности, предложенная Г. Олпортом. Важнейшая заслуга Олпорта в том, что он одним из первых заговорил о специ­фичности каждого человека, о неразрывной связи индивидуальной типологии и уникальности личности. Он утверждал, что каждый


376 Часть //. Психология

человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, которые Олпорт называл trite — черта. Эти черты личности он разделял на основные и инструмен­тальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врож­денными, генотипическими, а инструментальные — оформляют по­ведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты и являются врожденными, но они могут ви­доизменяться, развиваться в процессе жизни, в процессе общения че­ловека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт и качеств личности и тормозит развитие других. Таким образом, постепенно и формируется тот уникальный набор черт, который ле­жит в основе Я человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая также развивается со временем. У. ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неу­стойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого челове­ка, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологи­ческих потребностей, ни от давления общества. Эта автономность по­требностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформи­рованное™ его личности, и дает ему возможность, оставаясь откры­тым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Олпорт не только разработал свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики че­ловека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и места в структуре. Ориентируясь на это положение, он создал свои многофакторные опросники, при помо­щи которых и исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опрос­ник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (в различных модификациях) не только для ис­следования структуры личности, но и для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Сам Олпорт постоянно дорабатывал свои анкеты, создавал новые, считая, что данные анкеты должны допол­няться данными наблюдения, чаще всего совместного.

Иерархия черт, которая определяет тип личности, может быть не очень ярко выраженной, уровень разнообразных параметров


Глава 8. Индивидуальность иличность 377

может приближаться к среднему, оптимальному. Но возможны и случаи интенсивного развития той или иной черты (или группы черт), которые и определяют специфику данного типа — акцентуа­цию характера. Это понятие, введенное К. Леонгардом, предпола­гает чрезмерную выраженность отдельных черт характера. Край­ние случаи акцентуации граничат с психопатиями, хотя и не выхо­дят за пределы нормы. Акцентуация наглядно демонстрирует сильные и слабые стороны каждого типа, их преимущества в одних сферах деятельности и общения и уязвимость к определенным раз­дражителям. В случае постоянного и активного воздействия имен­но этих раздражителей возможен выход за пределы нормы и появ­ление реактивных состояний и психопатий.

Хотя развитие акцентуации и степейь ее выраженности, и опре­деляется психодинамикой, однако огромное влияние на этот про­цесс оказывает и социальная ситуация, стиль общения в семье, про­фессия, культура. Как правило, акцентуация складывается к подрост­ковому периоду, однако в настоящее время все чаще наблюдаются случаи раннего появления акцентуации, которая иногда может быть диагностирована только к старшему дошкольному возрасту.

Поскольку акцентуации граничат, как уже было сказано, с опре­деленными видами психопатических расстройств, их типология базируется на разработанной в психиатрии (прежде всего П.Б. Ган-нушкиным) классификации, отражая, однако, свойства психически здорового человека. Выделяются следующие основные типы акцен­туации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: