Теория личности Э. Фромма

Тенденции становления психоанализа, заложенные Хорни, были развиты в трудах Э. Фромма. Фромм по праву считается наи­более социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимает не только ближайшее окружение ре­бенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором он живет. Говоря о влияниях, которые он испытывал в своей науч­ной жизни, Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса — его мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

Исследуя развитие личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бес­сознательные потребности, находящиеся в состоянии антагониз­ма, — это потребность вукоренении и потребность в индивидуализатдиц. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убежде­ний, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает чело­века к изоляции от других, к свободе от давления и требований об­щества. Эти две потребности являются причиной внутренних про­тиворечий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тен­денции в своей жизни.

Стремление человека примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального раз­вития, но и общества в целом, поскольку все социальные форма­ции, которые создаются человеком, являются как раз попытками


398 Часть II. Психология

уравновесить эти стремления. Он считает, что в начале своего раз­вития человек был частью природы, не выделяя себя из окружаю­щего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремление к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оста­вил для себя только одну возможность укорененности — социаль­ную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих лю­дей. При этом первый строй, первобытный, давал преимущество именно стремлению к укорененности, оставляя в тени стремление к индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возмож­ность индивидуализации в богатстве, в войне. Но при этом умень­шается возможность укоренения с другими, становятся менее креп­кими связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изменяют общественный строй, приходя к феодализму, в котором велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко связан с членами своей социальной группы. В то же время такая жесткая стереотипизация не дает возможности проявиться инди­видуальности человека в полной мере, так как он не может выйти за рамки своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких рамок, люди переходят к капитализму, который дает максимальную возможность для их свободного развития, хотя и ограничивает их возможность укоренения с другими, оставляя нае­дине со своей свободой во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в том, что его личность развивается в соответствии с теми возмож­ностями, которые данное общество ему предоставляет. Так, при ка­питализме человек может добиться ощущения своей индивидуаль­ности, сделав карьеру или составив состояние. В то же время он может стать и укорененным, заняв место служащего в большой фирме. Правда, подчеркивает Фромм, укорененность при капита­лизме относительна, так как и служащие крупной фирмы редко бы­вают едины в своем мировоззрении. Именно поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это «бегство от свобо­ды», характерное для общества, где все друг другу чужие, проявля­ется не только в желании людей получить надежную работу, но и в идентификации с главой фирмы или политическим деятелем, кото-


Глава 8. Индивидуальность и личность 399

рые обещают подчиненным надежность, стабильность и укоренен­ность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывает­ся слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появление фашизма, которое он наблюдал в 1930-е гг. в Германии.

Говоря о недостатках капитализма, Фромм не меньше недостат­ков находил и в социализме, который, с его точки зрения, опять ли­шает людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным чувст­вом, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Фромм говорит о том, что в стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обще­стве. Желание свободы от всех и любой ценой не дает возможности человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свободадля», т.е. свобода, необходимаядля осуществления наших намерений. Такая свобода не требует освобождения от всех связей, но только от тех, которые мешают в осуществлении задуман­ного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности и не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. И именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми людьми и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и по­требности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и от­ношения с миром. Поэтому Фромм говорит о необходимости по­строения на земле нового общества, которое он называет «гумани­стический социализм», построенный на любви людей друг к другу.

Так как человек постоянно подвергается воздействию противо­положных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Для избежания этого внутрилично-стного конфликта человек прибегает к механизму психологиче­ской защиты, которая примиряет его с самим собой и с обществом. Здесь Фромм, как и Хорни, подчеркивает, что личностный конф­ликт выливается в противостояние человека внешнему миру, он проявляется не только во внутренней напряженности, невротиза-ции, но и в том стиле общения с другими, который становится ве­дущим для человека.


400 Часть II. Психология

Фромм описал четыре механизма психологической защиты — садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и ма­зохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые за­висят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их по­зиций и дает им ощущение собственной индивидуальности. При чувство укореннености берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивиду­ализации, стремление разрушить то общество, которое не дает воз­можности человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти ме­ханизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответст­вие, они тем не менее не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало осуществлению и раз­витию внутренней природы каждого человека.

Задумываясь над способами осуществления такого общества, Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы — быть и иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное — показать свою инди­видуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет для того, чтобы придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, т.е. чем они хо­тят обладать — знаниями, властью, любовью, религией. Главное, что при этом их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истин­ность их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность, агрессивность против всех, кто, как они подозрева­ют, покушается на эту собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и приводя все к большей невротизации и напряженности человека.

В то же время развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Таким лю­дям все равно, что о них думают другие, так как главное — это не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, вла­стью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религи­озными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуаль­ность человека, его понимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружаю-


Глава 8. Индивидуальность и личность 401

щими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуще­ствления, для того, чтобы быть самими собой. Поэтому обретение такой свободы не оборачивается для них драмой. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стремления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны, как люди, живущие по принципу «иметь». Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в об­ласть целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки и материального производства. И именно такие люди, по мнению Фромма, и помо­гут осуществиться новому социальному обществу.

Работы Фромма «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть» (1947), «Анатомия человеческой деструктивное™» (1973), «Иметь или быть» (1976) не выходят за рамки фрейдомарксизма, заложенного Райхом и одно время очень популярного в западной психологии. Однако наибольшее значение работ Фромма в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, от­вечали на новые, возникшие уже во второй половине XX в. вопро­сы, соединяя идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека имели огромное значение не только для психо­логии, но и для смежных наук — истории, социологии, философии, педагогики.

Закономерным итогом исследований Хорни и Фромма стало появление теорий, соединяющих в себе психоаналитические и би-хевиоральные подходы к личности, т.е. изучающих те бессозна­тельные чувства, которые появляются в результате общения чело­века с окружающими, опосредуя эти отношения.

Теория личности Г. Салливена

Это прежде всего теория Г. Салливена, которую он назвал ин­терперсональной теорией психиатрии. Обобщающие труды, в ко­торых изложены его взгляды, появились в 1950-е гг.: «Напряжения, которые вызывают войну» (1950), «Интерперсональная теория психиатрии» (1953), «Психиатрическое интервью» (1954).

26 - 4455


402 Часть 11. Психология

Салливен считал, что личность человека является не врожден­ным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. «личность — это модель повторяющихся меж­личностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов — от младенчества до юноше­ства, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель появляется на основе совместных со сверст­никами игр, в предъюношестве — на основе общения с представи­телями другого пола и т.п. Хотя ребенок и не рождается с опреде­ленными социальными чувствами, однако они формируются у него в первые дни жизни и процесс их развития связан со стрем­лением человека к разрядке напряжения, создаваемого его по­требностями.

Салливен считал, что потребность не только создает напряжен­ность, но и формирует способы ее преодоления — динамизмы, ко­торые являются не только моделями энергетических трансформа­ций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, не­обходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, ко­торые удовлетворяют разные по степени необходимости для чело­века потребности. Главными, ведущими для всех потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности удовлетворения этих потребностей разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать необхо­димую нежность и ласку близких. В то же время источники тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что фактически невоз­можно полностью исключить возможность неприятных, вызываю­щих беспокойство событий из жизни человека. Таким образом, эта потребность — в избегании тревоги — становится ведущей для лич­ности и определяет формирование Я-системы, лежащей в основе личности человека.

Говоря о Я-системе Салливен выделяет три ее структуры — хо­рошее Я, плохое Я и не-Я. Описывая их роль в психическом разви­тии, он доказывает, что стремление к персонификации себя как хо­рошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наи­более важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги человека. Для защиты своей положительной персонификации человек фор-


Глава 8. Индивидуальность и личность 40^

мирует специальный механизм, который Салливен называет «изби­рательным вниманием». Этот механизм отсеивает все раздражите­ли, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с дру­гими людьми, то «избирательное внимание» регулирует не только собственную персонификацию, но и персонификации (образы) других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие
личности, Салливен, естественно, уделял большое внимание изуче­
нию характера общения людей, формированию образов окружаю­
щих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психо­
логии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга,
исследование формирования контролирующих моделей, которые
оптимизируют процесс общения, прежде всего процесс обмена ин­
формацией..

Хотя Салливен разделял мнение психоанализа о бессознатель­ном характере основных потребностей, лежащих в основе разви­тия личности, в частности он говорил о бессознательном характе­ре потребностей в нежности и избегании тревоги, однако оспари­вал мнение о их врожденном характере, также как о врожденности агрессивного инстинкта. Он писал о том, что и агрессия, и беспо­койство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Так, он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем по­являются уже собственные причины для беспокойства, стимулиру­ющие развитие избирательного внимания. Фрустрация важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в за­висимости от того, какая структура Я-системы более развита — хо­рошее Я или плохое Я, — доминирует тот или иной способ реше­ния фрустрационной ситуации. Так, при плохом Я вина чаще всего принимается самим субъектом, в то время как при хорошем Я — пе­рекладывается на других. Эти идеи Салливена легли в основу ряда тестов, наиболее распространенным из которых является тест Ро-зенцвейга.

Теория Салливена явилась одной из первых попыток соеди­нить воедино различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремле­нию современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя

26*


404 Часть II. Психология

рамки традиционных направлений. Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на соци­альную психологию, положив начало многочисленным исследова­ниям особенностей восприятия при общении людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: