Теория личности 3. Фрейда

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое со­держание вкладывается в это понятие и какая из сторон лично­сти — социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее раз­вития. Именно они и стали центром внимания большинства тео­рий личности.

Одной из первых и наиболее известных является теория авст­рийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важ­нейшие положения своей концепции, дополненные в его последу­ющих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ че­ловеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболе­ваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру лично­сти человека.

С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становле-


380 Часть //. Психология

ния психики. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательно­го, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессозна­тельного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

В бессознательном слое располагается первая структура лич­ности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетво­рению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутренне­го конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызыва­ется одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются кана­лами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятель­ность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразуме­вая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетво­рению влечений) и равномерному распределению по всему конти­нууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положе­ний разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.


Глава Я. Индивидуальность и личность 381

Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его учени­ки, и является той специфической энергией, которая связана с ин­стинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно гово­рил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессоз­нательного постоянно расширяется, так как те стремления и жела­ния, которые человек не смог по тем или иным причинам реализо­вать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, на­оборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрей­да, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формиро­вания является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич­ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их:одержание, но и направления их развития противоположны друг фугу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлет-юрению, диктуя человекутакие желания, которые практически не ыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которо-о входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреж-ает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на -раже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким об-1зом, Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конф-кта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда


382 Часть Н. Психология

в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и па­тологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенци­альными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают челове­ку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бес­сознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшее­ся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного жела­ния, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явле­ний, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отноше­ние Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тес­ная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энер­гии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия пред­ставляет собой более примитивный способ реализации стремле­ний, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать ку сать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злыя или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чг< даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана с стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшук ся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому челове] не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами


Глава 8. Индивидуальность и личность 383

При проекции человек приписывает другим те желания и чувст­ва, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, кото­рому было приписано какое-либо чувство, своим поведением под­тверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действу­ет достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разра­ботать так называемые проективные методы исследования лично­сти. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неокончен­ные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределен­ным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублима­ция, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, ре­ализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зре­ния рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублима­ции позднее в психоанализе были разработаны основы терапии ис­кусством — арт-терапии.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, яв­ляется также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою перио­дизацию, о которой речь шла в гл. 4.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только разви­тия индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт при­водит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-эовать социальное поведение человека. Позднее последователи &рейда создали систему этнопсихологических концепций, которая >бъясняла особенности психики различных народов способами [рохождения основных этапов в развитии либидо. Писалось, в ча-


384 Часть II, Психология

стности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в куль­туре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со вре­менем получал все более широкую популярность.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исхо­дил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доми­нирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому про­исходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и вну­шает ему определенные положения, прежде всего свое понима­ние, свой анализ причин его невротического состояния. Этот ана­лиз происходит на основе символической интерпретации ассоци­аций, снов или ошибок пациента — следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внуше­ние, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, прини­мая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с вну­шением такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна­ние, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принад­лежащими скорее истории, чем современной психологической нау­ке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медици ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед чело вечеством.


Глава 8. Индивидуальность и личность 385

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай­ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: