Теория личности К. Юнга

Создатель аналитической психологии К. Юнг был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда. Однако его несо­гласие с некоторыми положениями теории Фрейда привело к от­ходу от ортодоксального психоанализа, а затем и к разрыву с учи­телем. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал ли­бидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и раз­ночтения в толковании сновидений и ассоциаций, так как Фрейд считал, что символы, употребляемые человеком, являются заме­стителями других, вытесненных предметов и влечений. В проти­вовес ему Юнг был уверен, что символ ничего не замещает, но от­ражает то психологическое состояние, которое испытывает чело­век в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не­обходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессозна­тельного.

Определенные расхождения существовали и по вопросу психо­коррекции, так как Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он при­держивался концепции директивной терапии. В то же время Юнг хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса пси­хотерапии, тем не менее считал, что зависимость пациента от вра­ча должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, ко­торую он называл трансформацией.

Постепенно он пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ему ключ не только к анализу сновидений, но и к ана­лизу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только ев­ропейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обра­щая внимание на их символику. Это во многом и привело Юнга к од­ному из важнейших его открытий — открытию коллективного бессознательного. Теория Юнга, которая получила название «анали­тической психологии», нашла свое отражение на страницах его шиг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по анали-

5-4455


386 Часть II. Психология

тической психологии» (1989), «Подход к бессознательному» (1961), принесших Юнгу заслуженную славу.

Юнг считал, что структуру личности составляют три компонен­та — коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и со­знание. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллек­тивное бессознательное — это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательно­го лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе­типов, которые являются формами, организующими и канализиру­ющими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архе­типы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовыва­ют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, на­пример, лежат в основе мифологии народа, его религии, опреде­ляя психологию народа, его самосознание. Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на станов­ление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Анима или Анимус и «Самость». Архетипы Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом могут быть отрефлексированы самим человеком.

Заявляется центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угро­жает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона — это та часть нашей личности, которую мы показыва­ем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одеж­ды, способы выражения. Персона имеет и позитивное, и негатив­ное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может но-


Глав/i Я. Индивидуальность и личность '-587

давлять индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку сре­да. В то же время персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго со­бирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, сис­тематизирует те впечатления, которые были вытеснены из созна­ния. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персо­ной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует персо­на в структуре личности, тем больше содержание тени, так как ин­дивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее коли­чество желаний.

Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли тени в структуре личности, так как Юнг счи­тал ее лишь одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил ее в центр личности, делая центром своих исследова­ний именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возмож­ным просто избавиться от тени, не признавать ее, так как она явля­ется законной частью личности, и человек без тени является таким же неполноценным, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания, то, что Юнг называет «техника обращения с тенью», помогает преодолеть ее негативное влияние.

Акима (у мужчины) нлиАнимус (у женщины) — это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о проти­воположном поле. На их развитие большое влияние оказывают роди­тели (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость^с точки зрения Юнга, является центральным архети­пом всей личности, а не только ее сознательной или бессознатель­ной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные час­ти души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединя­ет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, самость и, индивидуа-

25*


388 Часть II. Психология

лизируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.

Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуа­лизации при развитии личности были выдвинуты Юнгом еще в 1950—1960-е гг. под влиянием новых тенденций в понимании лич­ности, в том числе в русле гуманистической психологии. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале XX в., бьша для него особенно важна, так как он постоянно подчер­кивал открытость своей концепции для всего нового в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессозна­тельные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал что этот процесс является важнейшим в личностном росте человека. Одним из вариантов такого осозна­ния себя признана психотерапия, в которой врач выступает в роли помощника пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг понимал сложность символической ин­терпретации и доказывал необходимость отказа от упрощений, применяемых Фрейдом в их интерпретации. Его анализ симво­лов и их возможной интерпретации является одним из значите­льных достижений этой теории. В отличие от большинства пси­хоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как от­крытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и это тоже одно из достоинств его теории.

Теория личности А. Адлера

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем ново­го, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разо­шелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуаль­ной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся цело­стной системой развития личности.


Глава 8. Индивидуальность и личность 389

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, вле­чений, которые противопоставляют и отделяют человека от обще­ства. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общнос­ти с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ори­ентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психоло­гов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутрен­нюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышле­ния, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой челове­ческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессозна­тельному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг. Мысль о целост­ности и уникальности личности является неоценимым вкладом Ад­лера в психологию.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В от­личие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в задан­ном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и ин­дивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и при­давая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объяс­няющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы: 1) фиктивный финализм, 2) стремле­ние к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у изве­стного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что


390 Часть II, Психология

все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де­терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерп­нул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным сти­мулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчер­кивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, ка­кие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается не­выполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структу­ры личности человека играет его семья, люди, которые его окружа­ют в первые годы жизни. Значение социального окружения осо­бенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые форми­руются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение челове­ка, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая опре­деляет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя­зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознатель­ных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфлик­тов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде все­го с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отго­роженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство об­щности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности опреде­ляет и систему представлений о себе и о мире, которая создается


Глава 8. Индивидуальность и личность 391

каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препят­ствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля­ется творцом своей личности, которую он создает из сырого материа­ла наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в лич­ность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, инди­видуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точ­ки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человече­ской личности уникальность, сознательность и возможность управле­ния своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, са­мостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — не­полноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздейст­вует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недоста­ток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным от­дельными людьми. Существует и специальный механизм, помогаю­щий развитию этих чувств, компенсация.

Адлер выделил четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства об­щности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социаль­ный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно


3D2 Часть II. Психология

адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной ком­пенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важ­но при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосход­ству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном сти­ле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начи­нают уже в раннем детстве формироваться различные невротиче­ские комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадек­ватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, кон­формность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность прео­долеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как и позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекват­ную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством об­щности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, из­меняющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все больши­ми тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в жела­нии отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными,


Глава 8. Индивидуальность и личность 393

жестокими, мстительными, не шдця даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масшта­бах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей усто­ять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совер­шенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего чело­вечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с дру­гими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспо­собленных стилей жизни.

Хотя не все теоретические положения Адлера нашли свое под­тверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жиз­ни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведе­ния, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первьж исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возмож­ность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спон­танная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманисти­ческую психологию, психотерапию и психологию личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: