Теория личности Д. Келли

Несколько особняком от основных концепций личности стоит теория Д. Келли, подчеркивавшего познавательный аспект в содер­жании структуры личности и ее отношений с миром. Его точка зре­ния на человека, являющегося, по существу, исследователем, стремя­щимся понять, интерпретировать и контролировать себя и окружа­ющий мир, во многом послужила причиной интереса когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информа­ции о своем мире.

В основе теории Келли лежит понятие «конструктивный аль-тернативизм», исходя из которого он доказывал, что каждое собы­тие осмысливается и интерпретируется людьми по-разному, так


Глава 8. Индивидуальность и личность 423

как каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Все конструкты имеют определенные свойства (диапазон примени­мости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что «А — это то, что человек объясняет как Л», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница в них связана с тем, какими схе­мами (конструктами) оперирует человек. Таким образом, ведущи­ми в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек является исследователем, Кел­ли, конечно, не отождествлял этой деятельности с реальными ис­следованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы кате­гориальных шкал — личностных конструктов. Исходя из этого об­раза, выдвигаются гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтвердилась, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы по­высить адекватность последующих прогнозов. В отличие от психо­анализа, утверждающего, что люди ориентированы на прошлое, или Рождерса, говорящего о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конст­руктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительных объ­яснениях причин его поступков, поскольку ведущим мотивом явля­ется именно стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая дея­тельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструи­рует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, ко­торые объясняют, каким образом функционирует система конст­руктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию во­круг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархи­ческую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования — подчинения, но и сами


424 Часть II. Психология

конструкты. На основании этих положений Келли разработал ме­тодический принцип репертуарных решеток. Им и его последова­телями бьшо создано большое число методик диагностики особен­ностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

Теории личности отечественных ученых

Говоря об отечественных теориях личности, необходимо по­мнить о том, что эта проблема не занимала ведущее место в иссле­дованиях российских ученых, уделявших большее внимание вопро­сам индивидуальных особенностей человека. Например, теории Леонтьева, Рубинштейна, Мясищева объединяет положение о том, что в основе структуры личности лежит иерархия потребностей, определяющих деятельность человека и его отношения с другими.

Одна из первых отечественных концепций личности была разра­ботана В.Н. Мясищевым, Возглавляя в 1920-е гг. лабораторию индиви­дуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. В 1960-х гг. Мясищевым был предложен новый подход, названный им «психология отношений». При этом отношения пони­мались им как сознательные, избирательные связи человека с окружа­ющим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные ка­чества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к лично­сти, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В последних работах Мя­сищева развивалась и важная мысль о том, что настоящее, превраща­ясь постоянно в прошлое, в сохраняющийся опыт, одновременно ста­новится потенциалом будущего поведения личности.

Свое понимание проблемы личности бьшо дано С.Л. Рубинштей­ном в его последней работе «Человек и мир». Попытки определить эту категорию с точки зрения психологии были уже в его более ранних работах, но, естественно, в то время он не мог дать глубин­ное определение, говоря главным образом о способностях челове­ка, его характере, но не об интегративной характеристике лично­сти как единого целого.

Путь к исследованию целостной личности, как всегда, Рубинш­тейн находит в изучении деятельности. В данном случае в исследо-


Гмнш Я. Индивидуальность и личность 425

вании творческой деятельности личности. Преодолевая разрыв между субъективным и объективным, Рубинштейн подчеркивает, что объективность не в том, что личное знание является одинако­вым для всех (это и невозможно, оно по природе своей субъектив­но), но в том, что это знание представляет собой завершенное це­лое, и в этой завершенности и целостности и проявляется его объ­ективность. Говоря об объективности внутреннего мира личности, Рубинштейн подчеркивает значение активной деятельности чело­века, не столько познающего, сколько творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение, тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий мир, в том числе и на дру­гих людей.

Исходя из этого понятной становится и идея Рубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания челове­ка — это процесс онтологический, а не одномоментный, ибо чело­век рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая свои различные качества и свойства, мотивы и стремления. Таким образом преодолевается противоречие между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в человеке, так как, постигая себя, человек творит себя и свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, человек лучше и реализует себя в деятельно­сти, в своем бытии, которое полнее отражает его сущность.

В своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Ле­онтьев выделил такие характеристики личности, как широта связей с миром, степень структурированности иерархии мотивов и отно­шение к реальности. Важным моментом этой работы являлся и ана­лиз образующей личность иерархии мотивов, позволивший пока­зать разницу между человеком, действующим под влиянием разно­образных ситуативных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижению поставленной цели. С этой точки зрения более высо­кий уровень развития присущ личности человека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор в ситуа­ции борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель, реальность ее достижения, так как смыслообразующим мо­жет стать и мотив, не относящийся к действительности, являю­щийся результатом аутистического мышления.

Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь


426 Часть II. Психология

мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения на сложный процесс восхождения от ин­дивида к личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: