Теория личности К. Роджерса

В своей теории личности Роджерс разворачивает определен­ную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе раз­вертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гума­нистической психологии, идея ценности и уникальности человече­ской личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и кото­рый он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуа­лен. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождест­венности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между со­бой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он ре­ально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту на­пряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с са­моактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклоне­ниям в развитии личности.

Говоря о структуре Я, Роджерс приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в само­оценке, которая является отражением истинной сути данной лич­ности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в

27-4455


418 Часть II. Психология

раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая по­нять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду — интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если по­ведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведе­ние выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его дея­тельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессозна­тельное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимо­отношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ изве­стного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как роди­тели должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблю­дают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истин­ной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представ­ление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать про­тив навязываемых им действий, интересов и представлений, прихо­дя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремле­ние во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрос­лых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истин­ным интересам. Естественно, что такой путь развития не может быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются про­тивостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это проис­ходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со сторо-


Глава 8. Индивидуальность и личность 419

ны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязан­ность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я челове­ка, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельно­сти, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, че­ловек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоя­щее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружаю­щих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекват­ность хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъек­том разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное Я и перестроить свое общение с окружающими. Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую кор­реляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку), их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка — это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процес­се формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отноше-

27'


420 Часть II. Психология

нию к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого Я Адлера, повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опы­та. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.

Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на са­моактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к пси­хокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт не должен на­вязывать своего мнения пациенту, но должен подводить его к пра­вильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей ин­туиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше по­нимать себя, а затем и других. В результате и происходит то «озаре­ние», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструк­турировать гештальт», как говорил Роджерс вслед за Вертгеймером и Келером. Это повышает конгруэнтность и дает возможность чело­веку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или, в групповой терапии, как встре­ча нескольких клиентов и терапевта. Этот подход позволил Роджер­су создать так называемые энкаунтер-гругшы, или группы встречи, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения.

Теория личности В. Франкла

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом. Многие положения экзистенциальной теории Франк­ла роднят ее с гуманистической психологией.


Глава 8. Индивидуальностьиличность 421

После краткого увлечения в юности психоанализом, Франки на­чинает с конца 1930-х гг. работу над собственной концепцией. Окончательное ее оформление произошло в экстремальных усло­виях фашистских концентрационных лагерей, узником которых Франки был в 1942—1945 гг. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников.

Теория Франкла была изложена в нескольких книгах, самой из­вестной из которых является, пожалуй, «Человек в поисках смыс­ла», вышедшая в конце 1950-х гг. и неоднократно переизданная во всем мире. Эта теория состоит из трех частей — учение о стремле­нии к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожден­ным, и именно этот мотив является ведущей силой развития лич­ности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом пла­не близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существен­ным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реа­лизация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой ак­тивностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что от­сутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приво­дит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

В центре концепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. по­нятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творче­ства (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и по­ступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоя­тельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франки называет «осознанием возможностей действия по отношению к


422 Часть П. Психология

данной ситуации». Именно на такое осознание и направлена лого-терапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенци­альных Смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, кото­рый согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей всеобщего детерми­низма, Франки, как и другие психологи и философы (Хайдегтер, Сартр, Маслоу), разделяющие его позицию, стремится вывести че­ловека из-под действия биологических законов, которые этот детер­минизм постулируют. В таких попытках ученые обращались и к разу­му человека, и к его нравственности, творчеству и т.д. Франки же вводит понятие «поэтический уровень» существования человека.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства за­дают определенные границы возможностей поведения, он подчер­кивает наличие трех уровней существования человека: биологическо­го, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, кото­рые играют определяющую по отношению к нижележащим уров­ням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности са­модетерминации, которая связана с существованием человека в ду­ховном мире. В этом плане понятие Франкла «поэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духов­ной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: