Теория личности Д. Боулби

Одной из наиболее значимых психоаналитических концепций личности в последние годы стала «теории привязанности», разра­ботанная английским психологом и психиатром Д. Боулби. Работая с малолетними правонарушителями, он пришел к выводу о том, что основные проблемы, испытываемые ими в процессе социали­зации, связаны с нарушением общения с родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте.


Глава 8. Индивидуальность и личность 405

Постепенно он отходит от классического психоанализа, стре­мясь соединить в своей концепции различные подходы к детско­му развитию (этологический, когнитивный, культурологиче­ский). Краеугольным камнем этого соединения было стремление объяснить формирование связи между грудным ребенком и ма­терью, исходя из положений этологии. Однако, исследуя поведе­ние пары ребенок — мать в среде их обитания, он подчеркивал социальный, культурный аспект этой среды, а потому отвергал чисто натуралистические объяснительные принципы, так же как и фрейдистские концепции оральной и анальной стадий. Его идея состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливает­ся тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, кото­рая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведе­нию. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушени­ям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Эти нарушения могут проявиться не сразу (и в этом отличие описываемых Боулби явлений от госпитализма и сходных с ним форм отклонений), но значительно позднее, час­то лишь в подростковом возрасте.

Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от вре­мени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Однако эта исследовательская активность стабильна и адекватна в тех слу­чаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вер­нуться под защиту матери. Таким образом, главная цель формиро­вания эмоциональной связи между ребенком и матерью — дать ре­бенку ощущение защищенности и безопасности. Именно тепло и ласка, исходящие от матери в первые годы жизни, важны для ре­бенка, подчеркивал он, а не правильный уход и обучение, осуще­ствляемые ею. Его исследования доказали, что дети, имеющие тесный эмоциональный контакт с матерью, показывали более вы­сокие результаты в уровне познавательной активности, чем дети, которые росли в «холодных» семьях, или дети, потерявшие мать в дошкольном возрасте. Он также доказывал, что у подростков, ко­торые не имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблюдаются депрессии, формируются изменения в структу­ре личности.

Эти работы Боулби привели в 1950-х гг. к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых не стали разлучать с ма-


406 Часть П. Психология

терью. В последние десятилетия в Англии, США и Японии появля­ется большое количество работ, в которых анализируются как кратковременные, так и долговременные последствия нарушений эмоциональных контактов между матерью и ребенком, а также проводятся сравнительные исследования различных стилей обще­ния с детьми, существующими в этих странах.

Теория личности Э. Эриксона

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распростране­ние получила теория Э. Эриксона. Это связано с тем, что его мыс­ли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) са­мой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проб­лем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. Фрей­да, он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи клас­сического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концеп­ции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том, что главной частью структуры личности является не бессознатель­ное Ид, каку Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуально­сти.

Не менее важно и то, что Эриксон связал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоана­литический подход с важными идеями гуманистической психоло­гии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, ко­торая приостанавливает саморазвитие личности, и важности со­хранения собственной идентичности и цельности. Основные положения его концепции были изложены в книге «Детство и об­щество», которая принесла Эриксону широкую известность. После­дующие его работы «Молодой Лютер» (1958), «Идентичность» (1968) и «Истина Ганди» (1969) заложили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических событий и персонажей. Создан­ное им направление в изучении истории психологической науки получило название психоистории.

В своей теории Эриксон не только пересмотрел позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и в пони-


Глава 8. Индивидуальность и личность 407

мании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на развитие. Он делает специальный акцент на отношениях ребе­нок — семья, а более конкретно на отношениях ребенок — мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются от­рывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского воз­раста. Удлинение периода детства как раз и связано с этой необ­ходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал, что «инстинктивное вооружение» (сексуальное и агрессивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у животных. Ор­ганизация и направление развития этих врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые изменя­ются от культуры к культуре и предопределяются традициями. Каждое общество вырабатывает свои собственные институты со­циализации для того, чтобы помочь детям с различными индиви­дуальными качествами стать полноценными членами данной со­циальной группы.

Главными для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что разви­тие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смер­ти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как принято в традицион­ном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентично­сти, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности, подробное описание которых приводится в гл. 4.

Подчеркивая важность формирования у человека активной, от­крытой и творческой позиции, Эриксон постоянно говорил о важ­ности сохранения цельности, непротиворечивости структуры лич­ности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психо­лог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительны-


408 Часть //. Психология

ми, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью, гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противопо­ложный, несвойственный им, так как он может нарушить цель­ность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей раз­витие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекват­ный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. В принципе эти взгляды Эриксона являются особенно важными для практической психологии, для коррекции и формирования у людей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой ста­бильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. На основании материалов, полученных в своих исследованиях, Эрик-сон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя тричасти: 1) соматическую идентичность, таккак организм стремит­ся сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним ми­ром, 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми опре­деленного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кри­зис идентичности подталкивает человека к решению не только сво­их собственных, но и социально-исторических проблем. Обосно­вывая положения своей психоистории, Эриксон стремился проанализировать исторические события с точки зрения биогра­фии выдающихся людей. Так, в своих книгах о М. Лютере и М. Ган­ди он соединяет их личные проблемы, связанные с переживанием кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом целого поколения. Описывая деятельность выдающихся людей, Эриксон подчеркивал, что значение этой деятельности связано с тем, что та новая идентичность, которую они разрабатывали, ста­новилась впоследствии достоянием общества, переходя из области личной в социальную.

Теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, кото­рые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.


Глава 8. Индивидуальность и личность 409


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: