Теория личности К. Левина

Особое место в психологии личности занимает теория, разра­ботанная К. Левиным, не только потому, что он впервые ввел экс­периментальные методы исследования структуры и динамики раз­вития личности, но и в связи с его выделением различных уровней в поведении, которое может быть названо субъектным или личным.

Свою теорию личности Левин называл «теория психологиче­ского поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы то­пологической психологии» (1936), так как для объяснения он ис­пользовал понятия из топологии (наука о пространственных отно­шениях между объектами), а также математики и физики.

В предыдущей главе уже говорилось об экспериментах Левина, доказывавших, что личность живет и развивается в психологиче­ском поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность), актуализирующий ту или иную потребность. Левин различал два рода потребностей — биологиче­ские и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее извест­ных уравнений Левина, которыми он описывал поведение челове­ка в психологическом поле под влиянием различных потребно­стей, доказывает, что поведение является одновременно функцией и личности, и психологического поля.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находят­ся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те ква­зипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называет комму­никацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гиб­ким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуа­ций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещаю­щих действий, которые формируются на основе связанных, комму-ницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуа­ции, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

Исследуя формирование замещающих действий, Левин разра­ботал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить


410 Часть П. Психология

определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него, поэтому все дети дорожили возможно­стью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю посуду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорилось, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить дру­гое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключа­лось на новое задание, и происходила разрядка и обиды, и агрес­сии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к но­вой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивались, а не уменьшались со временем.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и осо­бенности когнитивных процессов, такие виды активности, как со­хранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или напряжением потребностей. В многочисленных эксперимен­тах Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состо­яние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследо­валась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, су­ществующие только в сознании ребенка, могут определять его дея­тельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает воз­можность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Та­кое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, кото­рое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. В своей книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрывает содержание важного для него понятия временной пер­спективы, которая определяет поведение человека в жизненном


Глава 8. Индивидуальностъиличность 411

пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появление временной перспективы дает возможность людям преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодо­леть сильное давление поля, Левин провел несколько эксперимен­тов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для этого нужно было повернуться к нему спиной.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: стремле­ние — стремление, избегание — избегание, стремление — избега­ние. Его эксперименты, направленные на подавление агрессии, до­казали, что искусственно созданная ситуация фрустарции способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии — против себя, других, ситуации.

Работы Левина раскрывали и значение системы воспитатель­ных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребен­ка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как нахо­дятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной вален­тностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако на­много легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в иде­альном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведе­ния, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барь­ером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает де­тям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптималь­ной является система, при которой детям дается возможность вы­строить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данно­го поля и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положи­тельную.


412 Часть II. Психология

Эксперименты Левина продемонстрировали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытие им понятий «уровень притязаний» и «аффект неадекватности», кото­рый проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося пове­дения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрица­тельное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровни притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Все эти работы Левина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственного личностного поведения человека, позволяющие ему преодолеть давление сре­ды, других людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие не только возможность понять себя и ситуа­цию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности.

Эти результаты сближают позицию Левина с идеями Адлера и с представителями гуманистической психологии, которые также пришли к мысли о важности сохранения целостности личности, ее самости, о необходимости осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, отражающих взгляды ученых разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что, осознав влияние бессознательного на пове­дение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия, которые великолепно объяснил и психоанализ, но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление (после войны, показавшей ничтожность и хрупкость человека) преодолеть складывающиеся ощущения типичности и взаимозаменяемости людей, доказать, что люди — целостные, уни­кальные системы, каждый из которых несет в себе свой внутрен­ний мир, не похожий на мир других людей.

Теория личности А. Маслоу

Именно эти вопросы и стояли в центре внимания гуманистиче­ской психологии, «духовным отцом» которой по праву считается А. Маслоу. Им были разработаны важнейшие теоретические поло-


Глава 8. Индивидуальность и личность 4 13

жения этого направления — о самоактуализации, видах потребно­стей и механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к по­ниманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых боль­ших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от живот­ных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьша­ют или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, кото­рая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть осно­ва развития и человека, и общества.

Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведе­ния всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психи­ке — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представите­лей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невроти­ческих индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и чет­ко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, сре­ди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследо­вания привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;


414 Часть II. Психология

потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда задан­ной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потреб­ность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потреб­ности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удов­летворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психо­логии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерар­хии, объединив все существующие потребности в два класса — по­требности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуали­зации). Таким образом он выделяет два уровня существования че­ловека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентпый, ориентированный на удовлет­ворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выде­ляет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б — стремле­ние к знаниям и Д — стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том чис­ле и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекват­но и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремле­ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия «идентификация» и «от­чуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития


Глава 8. Индивидуальность и личность 415

им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж­дений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понима­ние связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определен­ным набором качеств, способностей, которые и составляют сущ­ность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осоз­нать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинк­ты и составляют самую суть человеческой личности, отличают че­ловека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непони­мание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэ­тому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, при­водит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невроти­ки — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в са­моактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к са­моактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремит­ся сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуаль­ность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погу­бить человека. Оптимальным, считает Маслоу, является идентифи­кация во внешнем плане, в общении человека с окружающим ми­ром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мыс-


416 Часть II. Психология

ли о необходимости противостояния, но не враждебности, лично­сти и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тен­денций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навя­зать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще­ством всей этой социальной группы.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностно­го развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости». При этом духовному росту меша­ют не только физиологические потребности, боязнь смерти, дур­ные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, ко­торые уменьшают автономность и независимость человека. Необ­ходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внут­реннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «прожи­вания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, кото­рые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, момен­ты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоак­туализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-пе­реживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потреб­ностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, форми­рующейся у людей, для которых наиболее значим именно транс­цендентный опыт.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и


Глава 8. Индивидуалъностьи личность 417

на позитивные стороны личностного развития. Он одним из пер­вых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека. В русле теоретических исследований Маслоу были разработа­ны и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: