double arrow

I. Орфоэпия

СБОРНИК УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

по курсу

Стилистика и литературное редактирование

(специальность – 021400 Журналистика)

Санкт-Петербург

Автор-составитель Семенов Петр Александрович

Научный редактор

Рецензент

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 – 4 курсов СПбГУП, обучающихся по специальности «Журналистика». Пособие составлено в соответствии с программой курса «Стилистика и литературное редактирование» и содержит различные типы заданий с методическими указаниями по темам «Орфоэпия», «Грамматическая стилистика», «Лексическая стилистика», «Средства речевой выразительности», «Литературное редактирование». Основное внимание уделено упражнениям на литературную правку. Пособие может быть использовано как для работы в аудитории под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы студентов.

Перед выполнением заданий по лексической и грамматической стилистике, а также по теме «Средства речевой выразительности» следует предварительно познакомиться с соответствующими разделами учебника Д. Э. Розенталя «Практическая стилистика русского языка» (М., 1987 или любое другое издание). Те задания, которые требуют знакомства с названным учебником, в скобках содержат отсылки к соответствующим главам и параграфам. Литературная правка должна быть осознанной, поэтому большая часть заданий предусматривает обязательный комментарий (комментированная правка).

Последний раздел пособия («Литературное редактирование») носит обобщающий характер и в основном содержит задания по редактированию связных текстов публицистического характера.

В качестве приложений к пособию даны орфоэпический минимум и тематика реферативных выступлений.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Задания с методическими указаниями

I. Орфоэпия

II. Грамматическая стилистика

III. Лексическая стилистика

IV. Средства речевой выразительности

V. Литературное редактирование

Литература

Приложения

I. Орфоэпический минимум

II. Тематика рефератов

ЗАДАНИЯ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ

I. Орфоэпия

Задание 1. Кратко законспектировать раздел «Введение» из книги Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» (любое издание) или раздел «Правила произношения» из книги: Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка (М., 1993).

Конспектирование – это краткое цитатное изложение содержания прочитанной работы.

Требования к конспекту:

1) полное указание всех выходных данных конспектируемой книги или статьи в следующем порядке: фамилия автора, инициалы, название работы (без кавычек), место и год издания;

2) точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <… >;

3) обязательное указание страницы, с которой взята цитата (страницы конспектируемого источника должны проставляться на всём протяжении конспекта);

4) в конспекте обязательны поля; на поля выносятся:

а) собственные подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;

б) страницы конспектируемой работы;

в) собственные замечания по поводу конспектируемого;

г) ссылки на другие работы, в которых содержится та же точка зрения или противоположные.

5) Если внутри работы цитируются другие авторы, то при конспектировании следует точно передать текст цитаты и вынести на поля все имеющиеся сведения (выходные данные) о цитируемой работе.

6) При конспектировании часть конспекта может представлять не точную цитацию источника, а пересказ «своими словами». В таком случае вся та часть конспекта, в которой содержание конспектируемой работы передано не дословно, заключается в угловые скобки: < >.

7) Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.

Задание 2. Из орфоэпического минимума (см. приложение №1) выписать на карточки изплотной бумаги или картона (размер 11´21 см.) слова и грамматические формы, произношение, правописание или ударение которых показалось вам необычным, неожиданным. Карточки (не менее пяти) должны быть оформлены по следующему образцу:

К1 А Б В Г Д
  ОдноврЕменно Индеветь сосредотОчение вероисповЕдание АтлЕт
  квартАл ГазопровОд гастронОмия пломбировАть конечно [шн]
  носкОв (Р. мн.) ЗвонИшь кремЕнь щавЕль класть (не «ложить»)
  издрЕвле Гангстер [тэ] рАджа тОрты опЕка (не ё)
  сазАна (Р. ед.) Шинель [н’э] украсть (не «своровать») Атлас (географический) договОр
  хАос Феерия побасёнка на волнАх языковАя (политика)
  афера (не ё) По церквам обеспЕчение чЕрпать лОктя (Р. ед.)
  баловАть Кочерёг (Р. мн.) по средАм (день недели) насторожённость осЕдлость (не ё)
  плутЫ (И. мн.) ВажнЫ (необходимы) Искра нАголо (остричь) комбАйнер
  ревЕнь СрЕдам (окружение) плЕсневеть гренкИ вЫборов

Затем заполняется пять аналогичных «слепых» карточек (без простановки ударений и без указания особенностей произношения и употребления слов).

Самопроверка в процессе заучивания может быть проведена так: контрольную карточку закрыть сверху «слепою», затем прочитать вслух по «слепой» карточке первый ряд (1- АБВГД), после чего передвинуть «слепую» карточку, открыв первый ряд контрольной и проверив тем самым правильность произнесения слов; и так двигаться дальше, до 10-го ряда; можно прочитывать и вертикальные ряды-столбцы (напр., А – 1,2,3,4,5,6,7, 8, 9, 10).

Проверка знания минимума (тренировочная и контрольная) осуществляется следующим образом: «контролер» берет в руки контрольную карточку, а контролируемый – соответствующую ей «слепую». Контролер называет координаты того или иного слова, знание особенностей употребления которого он хочет проверить (всего предлагается пять слов, по одному из каждой колонки, напр.: А9, Б2, В3, Г7, Д4). Отвечающий читает соответствующие слова из «слепой» карточки.

Критерии оценок: 5 правильных ответов – отлично;

4 – хорошо;

3 – удовлетворительно.

Если проверять по 10 слов, то критерии оценки могут быть такими:

10 правильных ответов – отлично;

8-9 – хорошо;

5-7 – удовлетворительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: