СБОРНИК УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
по курсу
Стилистика и литературное редактирование
(специальность – 021400 Журналистика)
Санкт-Петербург
Автор-составитель Семенов Петр Александрович
Научный редактор
Рецензент
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 – 4 курсов СПбГУП, обучающихся по специальности «Журналистика». Пособие составлено в соответствии с программой курса «Стилистика и литературное редактирование» и содержит различные типы заданий с методическими указаниями по темам «Орфоэпия», «Грамматическая стилистика», «Лексическая стилистика», «Средства речевой выразительности», «Литературное редактирование». Основное внимание уделено упражнениям на литературную правку. Пособие может быть использовано как для работы в аудитории под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы студентов.
Перед выполнением заданий по лексической и грамматической стилистике, а также по теме «Средства речевой выразительности» следует предварительно познакомиться с соответствующими разделами учебника Д. Э. Розенталя «Практическая стилистика русского языка» (М., 1987 или любое другое издание). Те задания, которые требуют знакомства с названным учебником, в скобках содержат отсылки к соответствующим главам и параграфам. Литературная правка должна быть осознанной, поэтому большая часть заданий предусматривает обязательный комментарий (комментированная правка).
|
|
Последний раздел пособия («Литературное редактирование») носит обобщающий характер и в основном содержит задания по редактированию связных текстов публицистического характера.
В качестве приложений к пособию даны орфоэпический минимум и тематика реферативных выступлений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Задания с методическими указаниями
I. Орфоэпия
II. Грамматическая стилистика
III. Лексическая стилистика
IV. Средства речевой выразительности
V. Литературное редактирование
Литература
Приложения
I. Орфоэпический минимум
II. Тематика рефератов
ЗАДАНИЯ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ
I. Орфоэпия
Задание 1. Кратко законспектировать раздел «Введение» из книги Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» (любое издание) или раздел «Правила произношения» из книги: Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка (М., 1993).
Конспектирование – это краткое цитатное изложение содержания прочитанной работы.
Требования к конспекту:
1) полное указание всех выходных данных конспектируемой книги или статьи в следующем порядке: фамилия автора, инициалы, название работы (без кавычек), место и год издания;
|
|
2) точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <… >;
3) обязательное указание страницы, с которой взята цитата (страницы конспектируемого источника должны проставляться на всём протяжении конспекта);
4) в конспекте обязательны поля; на поля выносятся:
а) собственные подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;
б) страницы конспектируемой работы;
в) собственные замечания по поводу конспектируемого;
г) ссылки на другие работы, в которых содержится та же точка зрения или противоположные.
5) Если внутри работы цитируются другие авторы, то при конспектировании следует точно передать текст цитаты и вынести на поля все имеющиеся сведения (выходные данные) о цитируемой работе.
6) При конспектировании часть конспекта может представлять не точную цитацию источника, а пересказ «своими словами». В таком случае вся та часть конспекта, в которой содержание конспектируемой работы передано не дословно, заключается в угловые скобки: < >.
7) Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.
Задание 2. Из орфоэпического минимума (см. приложение №1) выписать на карточки изплотной бумаги или картона (размер 11´21 см.) слова и грамматические формы, произношение, правописание или ударение которых показалось вам необычным, неожиданным. Карточки (не менее пяти) должны быть оформлены по следующему образцу:
К1 | А | Б | В | Г | Д |
ОдноврЕменно | Индеветь | сосредотОчение | вероисповЕдание | АтлЕт | |
квартАл | ГазопровОд | гастронОмия | пломбировАть | конечно [шн] | |
носкОв (Р. мн.) | ЗвонИшь | кремЕнь | щавЕль | класть (не «ложить») | |
издрЕвле | Гангстер [тэ] | рАджа | тОрты | опЕка (не ё) | |
сазАна (Р. ед.) | Шинель [н’э] | украсть (не «своровать») | Атлас (географический) | договОр | |
хАос | Феерия | побасёнка | на волнАх | языковАя (политика) | |
афера (не ё) | По церквам | обеспЕчение | чЕрпать | лОктя (Р. ед.) | |
баловАть | Кочерёг (Р. мн.) | по средАм (день недели) | насторожённость | осЕдлость (не ё) | |
плутЫ (И. мн.) | ВажнЫ (необходимы) | Искра | нАголо (остричь) | комбАйнер | |
ревЕнь | СрЕдам (окружение) | плЕсневеть | гренкИ | вЫборов |
Затем заполняется пять аналогичных «слепых» карточек (без простановки ударений и без указания особенностей произношения и употребления слов).
Самопроверка в процессе заучивания может быть проведена так: контрольную карточку закрыть сверху «слепою», затем прочитать вслух по «слепой» карточке первый ряд (1- АБВГД), после чего передвинуть «слепую» карточку, открыв первый ряд контрольной и проверив тем самым правильность произнесения слов; и так двигаться дальше, до 10-го ряда; можно прочитывать и вертикальные ряды-столбцы (напр., А – 1,2,3,4,5,6,7, 8, 9, 10).
Проверка знания минимума (тренировочная и контрольная) осуществляется следующим образом: «контролер» берет в руки контрольную карточку, а контролируемый – соответствующую ей «слепую». Контролер называет координаты того или иного слова, знание особенностей употребления которого он хочет проверить (всего предлагается пять слов, по одному из каждой колонки, напр.: А9, Б2, В3, Г7, Д4). Отвечающий читает соответствующие слова из «слепой» карточки.
Критерии оценок: 5 правильных ответов – отлично;
4 – хорошо;
3 – удовлетворительно.
Если проверять по 10 слов, то критерии оценки могут быть такими:
10 правильных ответов – отлично;
8-9 – хорошо;
5-7 – удовлетворительно.