double arrow

IV. Средства речевой выразительности

Задание 21. Законспектировать одну из глав разделов «Лексические образные средства», или «Фоника», или «Стилистика словообразования» в книге И. Б. Голуб «Стилистика русского языка» (любое издание) и подготовить реферативное сообщение по фрагменту из законспектированной главы.

Задание 22. Определить вид тропов (таблица 29):

1. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (Есенин).

2. Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим? (Паустовский).

3. Зеленая прическа, девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Есенин).

4. Много за жизнь повымел Вилли: Одних пылинок – целый лес (Маяковский).

5. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов).

6. Быстро мелькают дни беспечного, веселого детства (Григорович).

7. Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (Тургенев).

8. Детство бегало босиком (В. Солоухин).

9. Темный бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М. Горький).

10. Сбежались отовсюду облака, окружили, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую сторону (А. Гайдар).

11. В саду горит костер рябины красной (Есенин).

12. Очи синие, бездонные… (Блок).

13. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь).

14. Ковши круговые, запенясь, шипят (Пушкин).

15. Луна хохотала (Есенин).

16. Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок (Некрасов).

17. Сидит милый на крыльце С выраженьем на лице, А у милого лицо Занимает всё крыльцо (Частушка).

18. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем (Пушкин).

19. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли бытописания земли (Пушкин).

20. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли (Пушкин).

Задание 23. Определить вид стилистических фигур (таблица 30):

1. А дело, которое нашему суду пришлось недавно рассматривать, было не просто редким – редчайшим; в моей, например практике – уникальным (из газ.).

2. Любить… но кого же? …На время – не стоит труда (Лермонтов).

3. Громыхают паровозы, передвигая составы к пакгаузам и обратно, резко лязгают лебедки, нагружая и опустошая корабли, стучат молоты, вызывая звон железа, свистят катера, гудят большие пароходы, точно перекликаясь между собой (Новиков-Прибой).

4. Ядреная антоновка – к веселому году (Бунин).

5. Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид (Пушкин).

6. Вы знаете, что такое молитва?! (Горький)

7. Большой город из серого камня, темная зелень садов, над городом на холме белый храм (Н. Раевский).

8. - Нет, ты не должна об этом знать. То есть, нет, наоборот. В общем я… Я всё-таки скажу тебе. Но ты должна меня понять правильно. Я прошу… Впрочем… уже ни к чему… (Г. Серебрякова).

9. Во всём доме – тишина (Бунин).

10. Злые они, враги, и щадить их – нечего (Горький).

11. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь (Некрасов).

12. Пришел – и ослабел, и лег под сводом шалаша на лыки. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки (Пушкин).

13. И невозможное возможно (Блок).

14. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (Лермонотов).

15. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен (Лермонтов).

16. И бугор земли сырой тут насыпали. И кленовый крест тут поставили (Лермонтов).

17. Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено (А. Н. Толстой).

18. Что смолкнул, веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы!.. (Пушкин).

19. Тени серые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул (Тютчев).

20. Над нами гремят трубачи молодые,

Над нами восходят созвездья чужие,

Над нами чужие знамена шумят…

Чуть ветер,

Чуть север –

Срывайтесь за ними,

Неситесь за ними,

Гонитесь за ними,

Катитесь в полях,

Запевайте в степях

(Багрицкий)

Задание 24. Найти и прокомментировать средства речевой выразительности в публицистическом тексте (газетно-журнальном очерке, фельетоне, репортаже, заметке и др.).

Оформление задания. Задание выполняется в ученической тетради, куда необходимо вклеить избранный для анализа текст, подчеркнуть и пронумеровать в нем изобразительно-выразительные средства, определить их тип (напр., метафора, риторический вопрос и т. п.) и стилистические функции (напр., средство выражения авторской позиции, средство характеристики героя и т. п.). Задание оформляется в виде следующей таблицы:

предложение Тип изобразительно-выразительного средства Его функция
       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: