Но экспорт в Россию не ограничивается только индийским и цейлонским чаями. В Россию поставляется и европейская чайная продукция. Наиболее известны английские марки Lipton и Pickwick, а так же немецкая Milford, предлагающие чаи в пакетиках. Продукция этих фирм производится не из чистого, а из смеси чаев, выращенных в различных странах. Однако пакетированный чай особой популярностью у россиян не пользуется. Круг покупателей пакетированного чая довольно ограниченный, ведь его удобно брать с собой в дорогу или пить на работе, но вернувшись домой, мы попрежнему продолжаем заваривать чай в чайнике. Немалую долю в пакетированной продукции занимают ароматизированые фруктовые и травянистые чаи. Но в отличии от западной Европы в России фруктовый чай не пользуется особым спросом. Для нас ароматизированые чаи нетрадиционны. Поэтому Россия осуществляет закупки такой продукции только для разнообразия ассортиментов.
На вкус и цвет…
По распространению среди напитков чай уверено занимает лидирующее положение. Не будет преувеличением сказать, что в России чай является продуктом первой необходимости. Россияне выпивают столько же чая, сколько англичане: англичанин покупает в среднем 4,8 кг чаю в год, а россиянин – 4,6 кг. По экспертным оценкам российский чайный рынок достигает 160-180 млн. кг в год. Но в разных странах чай пьют по-разному, в зависимости от национальной культуры и исторических традиций. В Англии, например, не заваривается крепкий чай, предпочитая пить его с молоком. А вот арабские государства производят закупки преимущественно чайной пыли, которую россияне называют не иначе, как мусор.
|
|
Какая страна производит самый лучший чай, сразу не ответишь. Но так уж повелось, что самые популярнейшие в мире индийский и цейлонский чаи. Вероятно от того, что Индия и Цейлон – самые крупнейшие призводители этого товару. Больше всего чаю выращивает Индия. Однако по экспорту на первом месте в мире Шри-Ланка, которая по объемам производства лишь третья. Поскольку чайная индустрия в Шри-Ланке основной источник доходов валюты, страна обзавелась наиболее передовыми технологиями обработки, из-за чего популярность цейлонского чая только растет. Второй в мире производитель чая – Китай. Однако 50% собираемого там урожая составляет зеленый чай, спрос на который весьма ограниченный. Поэтому в части экспорта Китай едва ли может составлять конкуренцию Индии и Шри-Ланке, где на долю традиционного черного чая приходятся 95% урожая.
Качество чая зависит не столько от страны, как от района, где он растет. Самым наилучшим считается собранный урожай с высокогорных плантаций. Цена на высокогорный чай может в 5-10 раз превышать цену чая с равнинных полей, где выращиваются в основном обычные сорта. Между тем в Шри-Ланке существуют разновидности чая, которые стоют до несколько сотен долларов за 1 кг. К примеру чай golden tips – «золотые верхушки» стоит 300 $ за 1 кг, а silver tips – «серебряные верхушки» – 150-175 $ за 1 кг. Если при сборе обычного чаю срывают три верхних листочка и почку, то при сборе tips – только верхний листочек и почку. В Шри-Ланке существует поверье, что golden tips и silver tips придают мужчинам особую силу.
|
|
Чаи различных стран различаются по вкусу и запаху. Китайские – помягче и при заваривании дают слабый настой, но сильный аромат. Индийские и цейлонские, напротив, дают сильную крепость, резкий вкус, но слабый аромат. Но помимо чудесных вкусовых свойств чай обладает и удивительными целительскими свойствами, являясь одним из самых мощных антиоксидантов. Он содержит в своем составе соединения, способные нейтрализовывать свободные радикалы. Две чашки чая также благоговейно действуют на организм, как 4 яблока, 5 луковиц, 7 апельсин или 2 стакана красного вина.
История хранит легенду о парусниках, названных чайными клиперами. Во времена, когда парусники сменились пароходами, а путь в Европу из Юго-Восточной Азии сократился из-за Суэцкого Канала, эти клипера продолжали возить в своих деревянных трюмах чай в Англию, вследствие чего в Англию пребывал чай с удивительным ароматом, чай для гурманов, потому что известно, что в плотно закрытой емкости тонкий аромат чая хорошо настаивается.