способности – это либо свойства личности, либо
структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно
выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней.
способности во многом определяются задатками (строением внутренних органов и мозга), которые формируются при рождении.
Уровень способностей зависит от трёх факторов: от качества отдельных знаний и умений, которыми распологает индивид (верные-неверные, твёрдые-нетвёрдые), от природных задатков человека и от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
способности делятся на общие и специальные. Как общие так и специальные подразделяются на элементарные и сложные.
общие элементарные - способности, присущие в той или иной степени всем людям (способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, переживать, воображать, принимать и осуществлять решения).
специальные элементарные - способности, развивающиеся на основе задатков при обучении (глазомер, например).
|
|
общие сложные - общие способности, присущие в той или иной степени всем людям (учение, игра, общение).
специальные сложные - способности к определённым видам профессиональной деятельности.
я -концепция как компонент самосознания личности
я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе.
структура я-концепции: (модальности самоустановок)
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Я-концепция включает в себя следующие компоненты:
когнитивная (обучаемая)(образ своих качеств), эмоциональная (эмоциональное отношение к самому себе) и оценочно-волевая (стремление завоевать уважение).