Методы оценки уровня конкурентоспособности товара

Товары собственного производства и конкурирующих организаций оцениваются по уровню их конкурентоспособности. Каждый параметр, входящий в соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических показателей, оценивается по уровню доверия, который устанавливается в пределах от 0,7 до 0,99.

Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами продукции, избранной в качестве базы сравнения. Сравнения осуществляются по группам технических и экономических параметров методами дифференциальной или комплексной оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении. В результате определяют: достигнут ли уровень в целом, по каким параметрам не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных, полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле: Iн = S g*h

где Iн – групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

g*hi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

n – число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Единичный показатель конкурентоспособности (g*hi) рассчитывается по формуле: G = Pi / Pin *100%(I=1, 2, 3 … n)

где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi - величина i – го параметра, при котором потребность удовлетворена полностью;

n – количество параметров.

При оценке по нормативным параметрам, если хотя бы один из единичных показателей равен нулю (то есть по этому параметру не соответствует норме), то групповой показатель также равен нулю, что говорит о неконкурентоспособности данного товара.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

Iin = S gi *ai,

где Iin – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

gi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

ai - весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров;

n – число параметров, участвующих в оценке.

Чем выше Iin, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя по формуле:

З = Зс S Сi, iэ.п.= З / З0,

где З – полные затраты потребителя на приобретение и потребление продукции;

Зс – средние суммарные затраты на приобретение продукции;

Сi – средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;

Т – срок службы;

i – год по порядку;

iэ.п. – групповой показатель по экономическим параметрам;

З0 – полные затраты потребителя по образцу.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

К = iн.п. * iт.п. / iэ.п.

По смыслу показатель К отражает отличие сравниваемой продукции в потребительском эффекте, приходящимся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит. При равной конкурентоспособности К = 1.

Уровень доверия параметров, которые основываются на новых тех­нических решениях, может превышать единицу, но не более чем на 50%. В каждом конкретном случае уровень доверия устанавливается по данным экспертной оценки.

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара определяется как произведение индивидуальных уровней доверия параметров, входящих в соответствующую группу показателей. Анало­гично рассчитывается относительный уровень конкурентоспособности по другим группам показателей: экономических, технико-экономиче­ских и т. д.

Интегральный показатель конкурентоспособности определенной номенклатуры товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя-конкурента. Если он ниже, то данная номенклатура товара не включается в план произ­водства. Если эти показатели равны, номенклатура товара может быть включена в план производства при условии, что уровень конкуренто­способности товара собственного производства выше, чем у конкурента.

Если товаропроизводитель хочет включить в план производства неконкурентоспособную продукцию, то он должен разработать план ор­ганизационно-технических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности этого товара. Изменение уровня доверия и интегрального показателя конкурентоспособности товара рассчитывается только по тем параметрам, которые претерпели изменение в результате проведения организационно-технических мероприятий.

Для согласования интересов производителя и потребителя к потен­циально возможной номенклатуре товаров собственного производства добавляется перечень альтернативной продукции, производимой у кон­курентов, и оценивается конкурентоспособность производства по сле­дующим показателям:

- показатели технологичности продукции, отражающие уровень тех­нологического процесса изготовления единицы продукции (тру­доемкость, затраты на материалы, ремонт, техническое обслужи­вание в расчете на единицу ремонтной сложности, время и затра­ты на технологическую подготовку производства в расчете на еди­ницу продукции);

- показатели организации производства, обеспечивающие планомерность производственного процесса:

а) уровень специализации, т. е. доля постоянной номенклатуры из­готовляемой продукции. Рост специализации позволяет сократить долю производства оригинальных узлов и деталей в результате приобретения их по кооперации;

б) уровень параллельности, т. е. доля одновременного изготовления составляющих элементов изделия, из которых собирается узел или готовое изделие;

в) уровень непрерывности, т. е. время непосредственного изготов­ления продукции (трудоемкость) в общем времени изготовления единицы продукции начиная с момента получения сырья и мате­риалов и до момента отгрузки готовой продукции;

г) экономические показатели: цена, прибыль, объем производства в натуральных показателях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: