1. Что общего между педагогической интуицией и педагогической
импровизацией? В чем их различия?
2. При каких условиях интуитивные решения могут быть полезными и
верными?
3. Каковы условия полноценной педагогической импровизации?
4. Определите, пользуясь приведенными в главе показателями, к ка
кому типу можно отнести знакомых вам педагогов. К какому типу вы
склонны отнести себя?
5. Известный российский педагог В. Н. Сорока-Росинский выделил
пять типов «стиля» личности педагога.
«Теоретисты», у которых теория, идея всегда преобладают в ущерб реальному миру вещей и практике. Они требовательны, умеют заразить своей убежденностью учащихся, особенно старших классов, но им порой не хватает такта, чувства меры, они плохо чувствуют учащихся.
«Реалисты» — хорошо разбираются в мире вещей и людей, чувствуют настроение ребят, умеют жить их интересами.
«Утилитаристы» — для них весь мир лишь материал, а учащиеся — объект для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплины. Такой учитель не брезгует любыми средствами, чтобы получить эффект.
«Интуитивисты» — редки, их главное свойство — действовать по вдохновению, по наитию, но они очень зависимы от настроения.
«Равнодушные» — безразлично относящиеся к детям.
Как соотносится приведенная классификация с той, что содержится в тексте главы?