Русская философия XVIII века (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев)

У истоков русской философии XVIП века стоял великий русский мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Именно Ломоносов стал основоположником «вольного философствования» светской, то есть нерелигиозной трактовки философии, имеющей в отличие от теологии, свой особый предмет исследования.

В своей физической диссертации «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» Ломоносов дал обоснование своеобразной концепции «корпускулярной философию». В качестве «корпускул» Ломоносов рассматривает мельчайшие частицы, которые недоступны чувственному наблюдению. Способ взаимного расположения корпускул, их разнообразные качества составляют основание различия всех природных тел. Движение корпускул обусловливает образование, разрушение тел, изменение форм материи. Определяя материю как то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность, Ломоносов выделил такие свойства материи как: протяжение, сила инерции, движение. Он формулирует всеобщий закон природы - закон сохранения вещества и движения. Корпускулярная философия Ломоносова составила фундамент новой науки, основанной им - физической химии.

Особо подчеркивал Ломоносов нравственную функцию философии. Актуальны и пророчески его слова о том, что «безоглядное стремление к наживе» не должно затемнять философского рассмотрения прекрасной природы». Большое место в своем методе философствования Ломоносов отводит опытному познанию. Оно позволяет установить свойства природных тел, их качественные различия. Вместе с тем Ломоносов не отрицает роли теоретического познания, подчеркивая его неразрывное единство с опытным познанием.

В 60-е годы XVПI в. в условиях начинающегося кризиса феодально - крепостнического строя в России формируется широкое просветительское движение. Продолжая традицию Ломоносова, русские просветители выступали за отделение философии от теологии и утверждение ее как высшей формы познания. В отличие от западноевропейского в русском просветительском движении наибольшее распространение получили социально - философские идеи. Проблема борьбы с освященным церковью сословно-монархическим и крепостническим строем стала одной из главных в работах русских просветителей. Отсюда и первая особенность русской философии ХУПI в. - антикрепостническая и антимонархическая направленность.

Второй ее особенностью был умеренный радикализм в критике церкви и религии. Не отвергая прямо религиозного мировоззрения, русские философы тем не менее косвенно связывали проблему свободы человека с религиозной свободой.

Третья особенность русской философии ХVПI в. нашла проявление в самой форме философствования - ее насыщенности философскими рассуждениями, диалогами, сатирическими памфлетами, рассказами, заметками, в которых критика феодально - крепостнических нравов, деспотизма дворян и помещиков приобретала социально-заостренную, образную форму.

Одна из самых ярких и значительных фигур русской философии XVIII века – Александр Николаевич Радищев (1749-1802). В его философской антропологии прослеживается влияние французских и немецких просветителей, в особенности К. Гельвеция и И. Гердера. Вместе с тем созданное Радищевым философское учение о человеке отличается самобытностью и оригинальностью трактовки духовной сущности человека, взаимосвязи в нем физических и нравственных начал.

В своем главном философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев обосновывает единство человека с окружающей природой. Человек выступает как «венец сложений вещественных», он - «единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему...» И потому чрезмерное подавление в человеке естественного, природного начала, «совершенное умерщвление природных страстей, по мнению Радищева, недопустимо и уродливо. Оно ведет к снижению в человеке «благой тревоги» природных сил, побуждающих его к деятельности. Многообразие свойств человека не исчерпывается его природ ной организацией. Радищев высоко ставит специфические качествачеловека: обладание «умственной силой», способность к вертикальной походке, к речевому общению, орудийный характер трудовойдеятельности. Как существо «сочувствующее И подражающее», человек способен к оценке своих действий, способен отличить доброеот «худого И злого',!. Одна из основных проблем философской антропологии Радищева - проблема сущности человеческой дУИlи. Излагая материалистические ВЗГЛЯды, отрицающие бессмертие человеческой души, Радищевпытается опровергнуть их, опираясь на «принцип непрерывности»немецкого философа Лейбница. Различие между жизнью и смертью, по мнению Радищева, не следует преувеличивать. Уничтожение тела не может повлечь за собой уничтожение «духовной энергии,> человека, ибо душа есть «существо само по себе, от телесности отличное». Дуща непротяженна и неразделима и согласно «закону сохранения духовной энергии» способна «nодарить» человеку надежду на бессмертие. Таким образом Радищев допускает бессмертие человеческойдущи как цель, как «мечту жизни», которая необходима человеку дляего непрерывного нравственного совершенствованиЯ2. Многообразие свойств человека не исчерпывается его природ ной организацией. Радищев высоко ставит специфические качествачеловека: обладание «умственной силой», способность к вертикальной походке, к речевому общению, орудийный характер трудовойдеятельности. Как существо «сочувствующее И подражающее», человек способен к оценке своих действий, способен отличить доброеот «худого И злого',!. Одна из основных проблем философской антропологии Радищева - проблема сущности человеческой дУИlи. Излагая материалистические ВЗГЛЯды, отрицающие бессмертие человеческой души, Радищевпытается опровергнуть их, опираясь на «принцип непрерывности»немецкого философа Лейбница. Различие между жизнью и смертью,

Многообразие свойств человека не исчерпывается его природной организацией. Радищев высоко ставит специфические качества человека: обладание «умственной силой», способность к вертикальной походке, к речевому общению, орудийный характер трудовой деятельности. Как существо «сочувствующее и подражающее», человек способен к оценке своих действий, способен отличить доброе от «худого и злого».

Одна из основных проблем философской антропологии Радищева - проблема сущности человеческой души. Излагая материалистические взгляды, отрицающие бессмертие человеческой души, Радищев пытается опровергнуть их, опираясь на «принцип непрерывности» немецкого философа Лейбница. Различие между жизнью и смертью, по мнению Радищева, не следует преувеличивать. Уничтожение тела не может повлечь за собой уничтожение «духовной энергии» человека, ибо душа есть «существо само по себе, от телесности отличное». Душа непротяженна и неразделима и согласно «закону сохранения духовной энергии» способна «подарить» человеку надежду на бессмертие. Таким образом Радищев допускает бессмертие человеческой души как цель, как «мечту жизни», которая необходима человеку для его непрерывного нравственного совершенствования.

Радикализм социально-философских взглядов Радищева с особой силой проявился в его «Путешествии из Петербурга в Москву». Опираясь на принципы гуманизма и естественного права, Радищев подвергает критике лицемерие монархического правления, деспотизм и самоуправство крепостников. Он дает философское обоснование восстановлению «естественного порядка вещей», «естественных прав» и свободы всех тех, кто угнетен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: