Роль индивидных свойств в развитии личности

В п. 1.3 уже была представлена общая схема индивидных свойств, предложенная Б.Г.Ананьевым.

Ряд сложных вопросов, касающихся роли индивидных свойств в развитии личности человека современной исторической эпохи поднимается основателем исторической антропологии, выдающимся российским ученым - антропологом, историком, археологом Алексеевым Валерием Павловичем (1929-1991).

Первый из этих вопросов затрагивает проблему изучения историка-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе. Время непосредственного развития индивидуальных свойств во власти биологической эволюции прошло; оно пережито человечеством. Однако эти закономерности, став «пережитками» и включившись в процесс развития человека в условиях социально-исторического образа жизни, преобразовались, изменили свой характер в естественноисторическом процессе развития человечества. В связи с этим без предварительных представлений о преобразованной форме действия биологических закономерностей в условиях социального образа жизни характеристика развития индивидных свойств человека в процессе становления личности в обществе будет неполной.

Второй вопрос связан с тем, что представляют собой индивидные свойства человека, на какие классы и подклассы они подразделяются в современной психологии.

Третий вопрос — это вопрос о месте индивидных свойств человека в организации личности и ее развитии. В зависимости от того, как он решается, складываются разные представления о роли индивидных свойств в развитии личности и о методах их исследования.

Первым исследователем психологии индивидуальных различий, или дифференциальной психологии был английский исследователь – психолог и антрополог Френсис Гальтон (1822 - 1911).

Он в конце 19 века начал изучение роли фактора «наследственности» в индивидуальных различиях между людьми. Теория эволюции Ч.Дарвина обусловила интерес Ф.Гальтона к изучению наследственных факторов в развитии различных человеческих способностей, и прежде всего в выраженности интеллекта. Ф.Гальтон является автором работы «Наследственность таланта, ее законы и последствия» (1869), которая была первой работой по евгенике — учению об «улучшении» человеческого рода путем вмешательства в биологические механизмы наследственности. В этой книге Ф.Гальтон доказывал, что законы развития человека подчиняются законам генетики и естественного отбора, а тем самым с помощью селекции и увеличения полезных и устранения вредных качеств можно не только облагородить, но и вывести новую че­ловеческую породу.

В дискуссиях о роли биологических закономерностей в истории человечества В.П.Алексеев выделяет две полярные точки зрения.

Первая точка зрения, которая по содержанию близка к социал-дарвинизму, состоит в убеждении, что естественный отбор продолжает оставаться основной движущей силой эволюции. Помимо непредсказуемых последствий эта позиция приводит к таким биологическим выводам, как, например, к выводу о подчинении морфофизиологического развития человека законам естественного отбора в его биологическом варианте, а тем самым к появлению со временем «нового вида человека».

Вторая точка зрения сформировалась в борьбе с социал-дарвинизмом и привела к выводу о том, что любое влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция, в том числе смешение морфофизиологической эволюции с эволюцией образа жизни, логически должна привести к отрицанию законов развития природы в естественноисторическом процессе человечества. На смену «биологизаторству» приходит «социологизаторство».

Решение вопроса о преобразованных формах эволюции при переходе к социально-историческому образу жизни человечества, о его влиянии на индивидные свойства человека пока находится в области гипотез[25].

_______________________________________________________

! Задание 3.1. Законспектируйте суть гипотезы рассеивающего отбора как механизма эволюции человека в антропогенезе В.П.Алексеева.

_____________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: