Смысловая регуляция деятельности личности

Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) предложил говорить о личностном смысле: «смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения». Смысл предстает в качестве связующего звена между деятельностью, сознанием и личностью; между строением деятельности, предметным содержанием сознания и объективными жизненными отношениями субъекта.

! Личностные смыслы – это глубинные образования личности, изменяющиеся в результате изменения деятельности[39].

Общепринятого определения смысла в психологии не существует. Ученые современности – ученики А.Н.Леонтьева (Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Василюк Ф.Е., Зейгарник Б.В., Леонтьев Д.А., Петровский В.А. и др.) о нахождении смысла предлагают находить ответы на вопрос: «Для чего возникает или существует что-либо и ради чего совершается то или иное действие, деятельность человека?» Для ответа на этот вопрос необходимо анализировать цели и мотивы, на которые непосредственно направлен процесс деятельности личности[40].

При изучении индивидуальности личности в центре внимания оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь.


_______________________________________________________

! Задание 5.2.1. Дайте уровневую классификацию личностных смыслов, приведите примеры, заполнив таблицу:

Уровень Класс личностных смыслов Содержание Примеры
       
       
       
       
       

& Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности: Хрестоматия: Учеб. пособие. Т.2 / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. – С. 404 - 432.

Братусь, Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности / Б. С. Братусь. // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 102 - 112.

_______________________________________________________

В историко-эволюционной теории личности А.Г.Асмолов сосредотачивает внимание на общеметодологических аспектах проблемы личности. Б.С.Братусь, опираясь на традиции русской духовной психологии, закладывает фундамент современной христианской православной психологии. Ф.Е.Василюк рассматривает переживание как особый вид деятельности. Д.А.Леонтьев выстраивает свою концепцию на анализе центральной проблемы смысла. В.А.Петровский показал, что определяющая цель развития личности – быть значимым для другого (других).

_______________________________________________________

! Задание 5.2.2. Дайте краткую биографическую справку вышеперечисленным авторам и проанализируйте их теории.

& Коржова, Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей / Е. Ю. Коржова. – СПб.: Институт Практической психологии, 2004. – С. 385 – 415.

& Леонтьев, Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности: Учеб. пособие / Д. А. Леонтьев. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

_______________________________________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: