1. Что общего во всех определениях личности?
2. Какие смысловые содержания включает в себя понятие культура?
3. В чем выражаются социотипические особенности личности?
4. Кто из психологов и социологов изучал социальный и национальный характер?
5. В чем заключается эффект «выученной беспомощности»?
6. Какое влияние оказывает социальная группа на формирование и развитие личности?
7. Чем различаются понятия «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус»?
8. Каковы основные положения критики ролевых теорий личности?
9. Что такое интериоризация?
10. Почему можно утверждать, что социализация – это интериоризация социальных форм поведения?
Тема 5. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь
План
5.1. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности личности
5.2. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности
5.3. Жизненная стратегия и смысл жизни
5.1. П родуктивные и инструментальные
проявления индивидуальности личности
|
|
Под продуктивными проявлениями индивидуальности личности понимаются процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, находить и создавать приемы и средства овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.
Под инструментальными проявлениями индивидуальности понимают характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.
В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе в жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека[37].
Дадим определения ключевым понятиям проявления индивидуальности личности[38].
Индивидуальное поведение личности, как взаимодействие с окружающей средой, опосредуется внешней и внутренней активностью.
|
|
! Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
! Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Индивидуальность личности проявляется в характере.
! Характер (от греч. character – печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
В структуру характера входят различные задатки и способности.
! Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Индивидуальность характера личности раскрывается в деятельности и общении – в ситуациях разрешения проблем, связанных с личностными потребностями, установками, ценностями, борьбой мотивов и личностными смыслами.
! Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности.
! Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии Академии наук Грузии.
Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.
! Ценность – понятие, используемое в философии и социологии, которое несет в себе натуралистический психологизм (Дж. Дьюи), аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), персоналистический онтологизм (М. Шелер)
В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д.
þ Например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.
|
|
! Мотив (от лат. mover – приводить в движение, толкать) – это:
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
_______________________________________________________
! Задание 5.1. Попробуйте построить взаимосвязи между ключевыми понятиями индивидуальных проявлений личности
_______________________________________________________