Вопросы к теме 4

1. Что общего во всех определениях личности?

2. Какие смысловые содержания включает в себя понятие культура?

3. В чем выражаются социотипические особенности личности?

4. Кто из психологов и социологов изучал социальный и национальный характер?

5. В чем заключается эффект «выученной беспомощности»?

6. Какое влияние оказывает социальная группа на формирование и развитие личности?

7. Чем различаются понятия «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус»?

8. Каковы основные положения критики ролевых теорий личности?

9. Что такое интериоризация?

10. Почему можно утверждать, что социализация – это интериоризация социальных форм поведения?


Тема 5. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь

План

5.1. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности личности

5.2. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности

5.3. Жизненная стратегия и смысл жизни

5.1. П родуктивные и инструментальные

проявления индивидуальности личности

Под продуктивными проявлениями индивидуальности личности понимаются процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, находить и создавать приемы и средства овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

Под инструментальными проявлениями индивидуальности понимают характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе в жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека[37].

Дадим определения ключевым понятиям проявления индивидуальности личности[38].

Индивидуальное поведение личности, как взаимодействие с окружающей средой, опосредуется внешней и внутренней активностью.

! Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

! Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Индивидуальность личности проявляется в характере.

! Характер (от греч. character – печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

В структуру характера входят различные задатки и способности.

! Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Индивидуальность характера личности раскрывается в деятельности и общении – в ситуациях разрешения проблем, связанных с личностными потребностями, установками, ценностями, борьбой мотивов и личностными смыслами.

! Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности.

! Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии Академии наук Грузии.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

! Ценность – понятие, используемое в философии и социологии, которое несет в себе натуралистический психологизм (Дж. Дьюи), аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), персоналистический онтологизм (М. Шелер)

В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д.

þ Например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

! Мотив (от лат. mover – приводить в движение, толкать) – это:

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

_______________________________________________________

! Задание 5.1. Попробуйте построить взаимосвязи между ключевыми понятиями индивидуальных проявлений личности

_______________________________________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: