Вопросы к теме 3

1. Какова роль индивидных свойств в развитии личности?

2. Какие конституциональные теории темперамента Вы можете назвать?

3. Какая теория темперамента считается факторной?

4. Что является основными положениями критики теории типа высшей нервной деятельности И.П.Павлова?

5. Что такое половой диморфизм?

6. Какие подходы сложились в рассмотрении психологии половых различий?

7. Что лежит в основе психологического пола личности?


Тема 4. Личность в социогенезе:

Социально-исторический образ жизни

Как источник развития личности

План

4.1. Личность в истории культуры

4.2. Проблема социально-типического в личности: социальный и национальный характер

4.3. Личность и социальная группа

4.4. Ролевые теории личности

4.1. Личность в истории культуры

! Личность – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении[29].

Однако такое понимание личности является далеко не единственным. Теорий личности очень много.

þ Учебники К. Холла и Г. Линдсея (1999), Л. Хьелла и Д. Зиглера (1997), С. Мадди (Maddi, 1980), Дж. Ричлака (Rychlak, 1981) и P. Рикмана (Ryckman, 1982) достаточно новые и относятся к числу лучших, не раз переиздававшихся учебников. Посчитаем, в скольких из них представлены те или иные теории личности. Стопроцентную представленность демонстрируют основоположники: 3. Фрейд - 5, К. Юнг - 5 и А. Адлер - 5, а также их оппонент К. Роджерс - 5, делящий с Фрейдом первое место. К ним приближается другая группа авторов: Б. Скиннер - 4, Г. Олпорт - 4, А. Маслоу - 4, Э. Фромм - 4 и А. Бандура - 4. Это основная обойма. Еще несколько авторов занимают промежуточное положение: Р. Кеттелл и Дж. Келли - по 3, Э. Эриксон - 3, Л. Бинсвангер и М. Босс, а также У. Шелдон - по 2. Дальше уже сказываются вкусы авторов учебников: Дж. Доллард и Н. Миллер, Г. Салливан, Г. Меррей, Дж. Роттер - по 2, К. Хорни, Г. Айзенк и Дж. Уолп - по 2, лишь по одному разу удостоились отдельной главы К. Левин, Р. Мэй и У. Мишел, и еще 11 авторов вошли в один из этих учебников в составе группы.

В основном сохраняется треугольник психоанализ - бихевиоризм - гуманистическая психология. Практически все основные теории были разработаны в 40-60-е гг. и ранее. А теории российских психологов вообще не попадают в зарубежные учебники.

& Холл, К.С. Теории личности = Theories of Personality: Пер. с англ. / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 592 с.

_______________________________________________________

! Задание 4.1.1. 1). Опираясь на предисловие Д.А.Леонтьева в вышеуказанном источнике, перечислите авторов отечественных теорий личности.

2). Дайте различные определения личности, которые вы сможете найти в теориях отечественных и зарубежных авторов. Проведите их сравнительный анализ.

_______________________________________________________

Одной из значимых средовых детерминант личности является опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной культуре. Каждая культура имеет свои институты и санкционированные паттерны поведения, ритуалы и верования, которые передаются через обучение. Поэтому представители той или другой культуры будут обладать определенными общими личностными характеристиками.

Влияние культуры пронизывает все стороны нашего существования – то, как определяем наши потребности и способы их удовлетворения, наши переживания различных эмоций и способы их выражения, наши отношения с другими людьми и с самими собой, наши представления о смешном и грустном, наше отношение к жизни и смерти, а также то, что мы считаем здоровым, а что больным[30].

! Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание).

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации. В современном понимании культуры выделяют: антропологический, аксиологический и информационно-семиотический аспекты.

Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура аксиологическая — («аксиос» — ценность) — ценностная оценка — есть совокупность выдающихся произведений человеческой деятельности, которые делают его жизнь наиболее комфортной и объяснимой.

Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

В психологическом смысле личность в истории культуры может рассматриваться как продукт конкретной исторической эпохи, как продукт цивилизации, инициации, как культурная эволюция мировоззрения, социализации и как носитель жизненных ценностей, норм поведения.

& Триандис, Г. Психология и культура / Г. Триандис, Р. Малпасс, Э. Дэвидсон. // История зарубежной психологии: 30-е - 60-е гг. ХХ в.: тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 293 – 310.

Распространённое понимание понятия культуры как нормы поведения слагается из трёх составляющих: жизненные ценности; нормы поведения (мораль, нравственность); артефакты (материальные произведения).

_______________________________________________________

! Задание 4.1.2. 1). Раскройте сущность личности как социокультурной реальности

& Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. // Психология личности: Хрестоматия: Учеб. пособие. Т.2 / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - С. 491 – 495.

2). Покажите как личность связана с нормами общества и интериоризацией социальных форм поведения по Л.С.Выготскому.

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 342 - 343.

Селиванова, Р.Г. Психология личности: гуманитар. подход: курс лекций / Р. Г. Селиванова; Поволж. акад. гос. службы. - Саратов, 2000. - С. 42 – 51.

3). Законспектируйте работы:

& Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1997. - № 1. - С. 20-26.

Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев. // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 1. - С. 15-25.

_______________________________________________________

4.2. Проблема социально-типического в личности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: