Классификация квалиметрий

Квалиметрия выступает взаимосвязанной системой теорий различной степени и общности. К числу теорий можно отнести:

- общую квалиметрию, рассматривающую систему понятий, теорию измерений и оценивания, теорию статистических шкал;

- специальные квалиметрий (методы и модели оценок), к ним относятся:

а) экспертная квалиметрия, где оценки даются экспертами или автоматизированными экспертными системами;

б) вероятностно-статистическая квалиметрия, использующая методы тео­рии вероятностей и математический статистики, оценивая однородность гене­ральной совокупности или выборок, совпадение законов распределения и т.п.;

в) индексная квалиметрия, использующая меры качества, полученные при нормировке на базе индексации (сравнения);

г) таксонометрическая квалиметрия (или квалиметрическая таксономия), основывающаяся на классах качества (квалитаксонах) объекта, при этом рассматриваются вид, сорт и т.п. объекта и такие же характеристики классифицирующей системы;

- предметную квалиметрию (по предмету оценивания) - продукции, труда, проектов, процессов.

Основные задачи квалиметрий: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизации, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

Объектами квалиметрий могут быть любые объекты, к которым применимо понятие «качество».

Под качеством понимают способность материального (идеального) объекта (явления) удовлетворять общественные потребности (материальные или духовные) в конкретных условиях (рис.1.2).


Рисунок 1.2 – Структура общественных потребностей

В общественной практике (реальной жизни) потребности (интересы, ценности) переплетаются, перекрещиваются, проникают друг в друга, объединяются (интегрируются) и разъединяются (дифференцируются), совпадают и противостоят друг другу и т.д. Потребности изменчивы, динамичны, на месте удовлетворенных потребностей возникают новые, иногда более сложные по структуре. Связанно это с тем, что носители потребностей включаются в новые виды (сферы) деятельности.

Иерархию потребностей принято рассматривать по разным признакам: по виду носителя потребностей; по степени детализации (обобщения) (вертикальные стрелки на схеме); по степени материальности (идеальности, духовности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: