Любой вид труда можно представить как совокупность отдельных работ; каждая работа есть решение определенной производственной задачи. Одна из возможных классификаций производственных задач представлена на рис. 2.10. В основу классификации положена функция каждого работника в процессе труда. На основе этой классификации можно дать оценку каждой производственной задаче, как по сложности, так и по ее месту среди общих задач производства.
Рисунок 2.10 – Классификация производственных задач
Сложность производственной задачи устанавливают с учетом характеристики производственного процесса, его элементов, конкретных производственных объектов. Например, сложность производственных задач работника по управлению орудиями труда зависит от сложности и числа машин, регламента их работы и т.д. Это, в свою очередь, определяет периодичность появления информации и свойства этой информации.
Процессы труда классифицируют по доле преобладающих производственных задач (табл.2.3).
Таблица 2.3 Классификация процессов труда
|
|
Тип трудового процесса | Категории работников, трудовые процессы которых отнесены к данному типу |
Управленческий (преобладают управленческие производственные задачи) | Инженерно-технические работники (начальники цехов, участков, смен, мастера), рабочие (инструкторы производственного обучения) |
Исполнительный (преобла дают исполнительские произ водственные задачи) | Рабочие (вспомогательные, обслуживающие оборудование; не имеющие функций управления) |
Смешанный (оба типа задач присутствуют примерно по ровну) | Рабочие (старшие рабочие, бригадиры, помощники мастеров, частично выполняющие функции руководителей; рабочие, обслуживающие оборудование, управляющие им и технологическим процессом) |
Процесс решения задачи часто представляют в виде упрощенной модели: получение информации - ее анализ - принятие решений - выполнение решений.
В этой модели основные составляющие - информация, получаемая работником («вход»), и принимаемое решение («выход»). Обе составляющие определяют уровень сложности производственной задачи, а значит, уровень сложности умственной нагрузки работника. Для каждого конкретного вида труда уровень сложности разный.
Для оценки сложности производственной задачи используют принятое в психологии деление задач на три типа:
Стереотипные задачи имеют решение и выполняются механически. Диагностические задачи требуют выбора оптимального варианта решения из нескольких уже имеющихся и дополнительной корректировки решения. Эвристические задачи требуют от человека творческого подхода, поскольку не имеют аналогов. С позиций теории информации можно сказать, что стереотипные задачи имеют жесткий алгоритм; диагностические — алгоритм, требующий корректировки; эвристические являются неалгоритмизированными.
|
|
Комплексный подход к измерению качества труда включает анализ структуры и уровня затрат рабочего времени, анализ содержательности труда работника по сложности производственных задач и используемой информации. На рис. 2.11 представлен обобщенный комплексный показатель качества труда, который позволяет выявить изменения, происходящие в труде, например в связи с внедрением новой техники.
Рисунок 2.11 - Обобщенный комплексный показатель труда
Общепринятой структуры подсистемы «качество труда» не существует.