Лекция 5. культура средневековья

План лекции:

1. Общие черты|межі| культуры Средневековья.

2. культура Византии.

3. Культура западноевропейского Средневековья.

Общие черты|межі| культуры Средневековья

Поначалу эпохой Средневековья называли тысячелетний период в истории Западной Европы между Античностью и|и| Новым Временем — с V до ХV ст.

термин " Средние Века" впервые|впервые||в первый раз,первый раз| был употреблен в Италии в ХV в.|в.| в среде|среде| гуманистов эпохи Возрождения и|и| имел негативно-пренебрежительный оттенок, став едва ли не с|презрительный|инонимом отсталости и бескультурья, которые утвердились после гибели блестящей культуры Античности.

Позже, когда культурологией были выделены наиболее характерные черты средневекового типа|типа| культуры, расширилось смысловое поле этого понятия — под культурой средневековья понимают общеисторический тип культуры, которая следует за культурой Древнего Мира и предшествует культуре Нового времени, важнейшей специфической чертой которого являе|какого|тся господствующая роль |властвует|религии практически во вс|практично|ех сферах социальной и личной жизни. Это в одинаковой мере присуще как культурам Восточной Азии, в основе духов|основании|ной жизни которых лежал|каких|и политеистические верования, так и христианской Европы и исламского мира, |свету|исповедовавших монотеизм.

Эпоха Средневековья — это период становления национально-государственного типа|типа| культуры, для которого харак|какого|терны идеологическое и стилевое единообразие,|и| государственное управление культурным процессом и, в то же время, сохранен|одновременно|ие|хранении| национал|сбережение,сохранность|ьной и этнической самобытности народной культуры. Нельзя не признать значительный вклад средневековых философов-богословов и|и| зодчих Европы, арабских ученых и|и| поэтов, византийских и|и| русских иконописцев, индийских мудрецов и|и| художников, китайских целителей и изобретателей в копилку культурного наследия человечества.

Для разных|различных| регионов, стран и|и| народов Средневековье имеет различные хр|различные|онологические рамки:

«Западноевропейское Средневековье ― V-ХV вв. (в Италии до|до| ХIV ст.);

«культура Византии ― V- ХV вв.;

«Средневековье на Руси ― с кон|кин|. Х до|до| кон|кин|. ХVII вв.;

«в странах Восточной Азии ― с|с| III-I до|до| ХVI-ХVIII вв., а в ряде|в ряду| стран вплоть до|впредь до| нач. ХХ вв.;

«мусульманское Средневековье ― с|с| нач. VII ст., а во многих мусульманских странах вплоть до|впредь до| настоящего времени.

Всем культурам Средневековья свойственны общие черты|предела|, которы|границы,черты|е дают основание отнести столь|настолько| ра|разрешают|зные, на первый взгляд, |различные|культурные системы к одному типу|типа|:

· средневековые государства, в большинстве своем, — это общества феодальные|устроєм|, когда на вершине социальной иерархии стоит монарх (король, император, султан), а внизу— практически бесправные крестьяне и|та| простолюдины;

· доминирующая роль религии во всех сферах жизни общества|товариства|. Безусловный авторитет религии способствовал процессу сакрализации — то есть вовлечение в сферу религиозного влияния всех слоев общества|товариства|, социальных отношений и и|та|нститутов. Отсюда — приоритет культового искусства, богословского образования|утворення|; суровый контроль со стороны религии за научными исследованиями; активное участие религиозных институтов в политике и управлении государством, регулировании семейных и|та| социальных отношений;

· средневековое мировоззрение|миросозерцание| базируется на принципе теоцентризма, когда в качестве центральной фигуры во вселенной|мироздания, мироздания||мироздания| и источника всякого блага выступает|истока,родника| Бог. Если в античной философии человек считался " мерилом всех вещей", то в средневековой ка|дела|ртине мира образ Бога (богов) госпо|света|дству|оскорбления|ет над человеком, является|властвует| для него высшим авторитетом и высшей ценностью, основой и образцом нравственнос|основанием|ти;

· традиционализм и идейная нетерпимость к|до| любому|какому-нибудь| инакомыслию (достаточно вспомнить|вспомнить| институт Святой инквизиции в Европе, искоренявший любое проявление|какое-нибудь| свободомыслия). Средневековье отличается высокой мерой|степень| консерватизма, который тормозит прогрессивные процессы и|и| явления, настороженным отношением к любому новаторству, особенно |какому-нибудь|к научным поискам, кот|в особенности|ор|до|ые не терпят, как известно, рутину;

· средневековому сознанию|осмысленности,сознательности| свойственны догматизм, опирающийся|опирается| на нерушимые догмы, которые считаются неопровержимой истиной, и|и| непоколебимостью системы ценностей и|и| норм;

· Средневековье — это эпоха жесткого ограничения свободы воли человека. Бог (боги) — единственный|единый| настоящий|подлинный,истинный| Творец, продолжающий преобразовывать мир|мир||свет| руками человека, которому оста|какому|ется следовать путе|следовать|м, который ему предопределен|дорогой, колеей|, выполняя во|путем|лю своег|путем|о Творца и|и| |исполняет|прославляя Его своими деяниями. Суровые ограничения во многом ск|строгие|овывали свободу творчества, отсюда — такая черта, как каноничность, с ее строго установленными рамками и правилами ( взять, например, жесткие каноны христианской иконографии);

· анонимность культуры также обусловлена тем, что единственным|единым| истинным|настоящим| творцом п|подлинным,истинным|ризнавался Бог, потому до нас не |оттого|дошли имена создателей большинства выдающихся памятников средневековой культуры — архитекторов, художников|художников|, изобретателей;

· дидактизм — поучительность, как в религиозных проповедях и|и| философских трактатах, так и в выступлениях|выступлениях| ул|выступе|ичных актеров;

· символизм как аллегорическое, образно-символическое|символичное| отражение|отражения, отображения| действительности, нередко с мистическим содержанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: