Культура Западноевропейского средневековья

В эпоху Средневековья (которую гуманисты Возрождения, ставящие во главу угла принципы равенства, справедливости, образованности, человечности, считали " темными веками " ― периодом глубокого культурного упадка, пришедшего вместе с разрушением Римской империи на смену высоким достижениям культуры Античности) закладывались основы европейской цивилизации. В это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры.

· формирование и развитие культуры государств и народов Западной Европы вдохновляла, направляла и контролировала римско-католическая Церковь. Западноевропейское Средневековье характеризуется столкновением двух культурных ориентаций:с одной стороны, церковной, "ученой", официальной, с другой ―народной, карнавальной, "смеховой".

На фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, господствовавших в культуре того времени, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире и его устройстве, о действующих в нем силах и законах. В данной модели мира единый Бог, пришедший на смену целому сонму богов Древнего Мира, выступает главнойтворческой силой, Вселенная мыслится как сотворенная и абсолютно подчиненная Богу, которому только и доступны законы природы и управление божественным Космосом, а вмешательство человека в дела божьи недопустимо.

В эту концепцию вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала ц ерковь, на которую была возложена божественная миссия: хранить и развивать культуру путем углубления ее религиозности.

· Для периода зрелого феодализма характерно развитие городов и городской культуры со своей собственной системой ценностей, своеобразным укладом жизни, социальной структурой, зрелищными формами искусства и городским фольклором.

Со временем средневековый город становится центром культурной жизни, образования и науки.

· В XII-XIV вв. формируется новая форма элитарной светской культурырыцарская культура. Христианский рыцарь ― это, прежде всего, боец за веру Христову, главный участник Крестовых Походов. Но рыцарь также ― верный вассал своего сюзерена, защитник слабых и обиженных, он же ― верный слуга своей Прекрасной Дамы.

Рыцарские турниры, ставшие едва ли не главным зрелищным мероприятием элитарной культуры, являлись не только демонстрацией доблести и военного умения. Это ― и праздник, и обрядово-ритуальное действо со своим особым кодексом чести, и школа мастерства для молодых рыцарей.

Еще одной формой светской культуры стала придворная куртуазная культура с ее культом Прекрасной Дамы. сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии, культ Прекрасной Дамы не имеет аналогов в других регионах мира. Влюбленный рыцарь готов безоглядно служить Даме Сердца, стать ее вассалом, поклоняясь ей как совершенной красоте и носителю всевозможных добродетелей. Это в определенной мере противоречило взглядам Церкви на женщину.

Тем самым, куртуазная культура выступила предтечей светской ренессансной культуры.

· Городская жизнь способствовала возникновению и развитию школьного и университетского образования. В 1200 г. во Франции был основан первый в Европе Парижский университет. В конце ХV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов!

основным направлением деятельности университетов было богословское образование. Но ничто не могло остановить развитие науки. Средневековая наука еще не ставила перед собой прагматические цели, не вмешивалась в природный ход событий, а стремилась понять мир в процессе умозрительного созерцания.

· Средневековую литературу можно условно разделить на литературу, написанную на национальных языках и на латыни.

К литературе на национальных языках в первую очередь относится большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившихся у каждого европейского народа, героический эпос, а также некоторые исторические хроники и рыцарские романы.

Весьма популярной становится придворная куртуазная литература, основанная на поэзии трубадуров ― поэтов-певцов, сочинителей и исполнителей стихов, баллад и поэм, прославлявших подвиги рыцарей и их высокие чувства к Даме сердца: "Песнь о Нибелунгах", "Тристан и Изольда" и др. В куртуазных романах, в отличие от романов рыцарских, воспевавших исключительно подвиги рыцарства, большое внимание уделялось возвышенным, но при этом, вполне земным переживаниями героев.

На латыни писали высокообразованные люди ¾ "люди церкви". Это — исторические хроники, жития святых, проповеди, поучения, сочинения богословского характера, в числе которых особое место занимают труды мистиков.

На латыни же создавалась и поэзия вагантов ― странствующих актеров, монахов, недоучившихся студентов. Творчество их было вольнодумным, бесшабашным, далеким от аскетических идеалов Средневековья. Оно воспевало беззаботное веселье, свободную жизнь, обнажало алчность и лицемерие католического духовенства.

· Средневековый театр представлен разными жанрами. Это — и народные праздники с элементами театрализации; и литургические мистерии ― представления на религиозные сюжеты, патронируемые церковью; и профессиональные театральные труппы, кочующие с места на место и выступавшие на городских площадях (во Франции их называли гистрионами, в Германии ― шпильманами, в Польше ― франтами, в России ― скоморохами).

Постепенно в актерской среде происходит "разделение труда" ― выделяются комики буффоны, искусство которых было близко к цирковому, и жонглеры, являвшиеся в Средние Века рассказчиками, певцами и музыкантами одновременно. Именно в их среде выделились трубадуры.

· Музыка в жизни средневекового общества играла важную роль. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга.

Светская музыка представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Духовная музыка входила в число "семи свободных искусств". Центрами обучения музыке были монастыри, соборы и университеты. В XII ст. в парижском соборе Нотр-Дам (Собор Парижской Богоматери) на смену прежнему унисонному пению (в один голос) впервые приходит сложное многоголосное пение, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

· В изобразительном искусстве западноевропейского Средневековья последовательно господствовали два стиля: романский (в период раннего Средневековья) и сменивший его с XII в. готический.

Характерные черты романского стиля в архитектуре ― приземленность, тяжеловесность, незамысловатость. Крепости, замки и даже храмы оставляли впечатление величавой простоты и незыблемости.

В Средневековой Европе городской собор представлял собой нечто большее, чем просто сооружение для церковной службы. Наряду с ратушей, он выступал средоточием всей городской общественной жизни ― нередко в соборе заседал парламент, исполнялись театрализованные мистерии, читались университетские лекции.

Важной особенностью храмовой архитектуры романского стиля является то, что по сравнению с античным стилем изменилось значение интерьера и экстерьера. Античность отдавала предпочтение экстерьеру ― величественному, торжественному, масштабному, в то время как интерьер античных храмов невыразителен, мал по объему. В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры ― округлые, давящие, тяжеловесные, аскетичные. Куда большее значение придается оформлению интерьера с высокими, сложной конфигурации сводами, колоннами, устремленными ввысь, балкончиками и галереями.

Новым этапом в развитии средневековой западноевропейской культуры явилось появление готического стиля. Готика расцветает во многом под влиянием знакомства европейцев в ходе Крестовых походов с более пышным и декоративным восточно-христианским искусством.

Отличительной особенностью готической архитектуры является устремленность ввысь ― это и стройные колонны, и огромные по высоте узкие стрельчатые окна и арки, многометровые шпили, тянущиеся к небу.

Самый известный и яркий пример средневекового храма ― собор Нотр-Дам в Париже, который начинал строиться, как сооружение романского стиля, а достраивался и украшался уже в соответствии с готическими канонами.

И снаружи, и внутри храмы украшались множеством статуй, богатым орнаментальным каменным декором, изображениями различных чудовищ (полуящеров-полуптиц и др.) и химер, витражами, создающими потрясающую игру света и цвета в интерьере и получившими широкое распространение в готическом искусстве.

Одной из особенностей европейского художественного сознания является укорененность в нем образа униженного и угнетенного человека. Изображение страдающего человека ― затаенный нерв, пронизывавший готическое искусство на протяжении нескольких веков. Отсюда ― вытянутые, почти бесплотные аскетические фигуры, суровые изможденные лица. В готике художественное утверждение духовного начала, как правило, оказывается обратно пропорциональным физической красоте. Если античные статуи наводят на мысль о том, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевропейского Средневековья свидетельствует об обратном ― возвышенный дух обитает в теле страждущем.

Только в период позднего Средневековья в Западной Европе отмечается усиление внимания художников к реальному миру. Особенно эти тенденции были заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы ― Ренессанс…

Названная своими амбициозными последователями " темными веками ", " варварской культурой", эпоха Средневековья ― это эпоха беспримерного духовного подвижничества, давшая человечеству колоссальный духовный запас, на котором выросло европейское Возрождение и смогла развернуться культура нового Времени. А для многих стран и народов, особенно на Востоке, она и сейчас остается неисчерпаемым источником духовной силы, в немалой степени определяя сегодняшнюю культурную реальность.

Невзирая на жестко регламентированные рамки и правила средневекового искусства (взять, к примеру, строгие каноны христианской иконографии), были созданы настоящие шедевры архитектуры, литературы, философской мысли, ставшие, несмотря на жесткие рамки, в которых творили их авторы, выдающимися памятниками мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: