Художественная культура Возрождения

В сознании современного человека эпоха Возрождения связана, в первую очередь, с небывалым взлетом изобразительного искусства, с именами " титанов Возрождения ", не только создавших непревзойденные шедевры, но и утвердивших в культуре идеал человека-творца ― титанической разносторонней и многогранной личности, соперничающей с самим Богом в своем творчестве (в древнегреческой мифологии титаны ― поколение могучих богов ― предков и соперников богов-олимпийцев).

Таким образом, именно через искусство и художественное творчество ренессансный человек пробуждает в себе дремлющий доселе и активно подавляемый средневековыми представлениями о греховной и низменной природе человека потенциал, в полной мере раскрывшийся в культуре Нового времени.

· Начало новой реалистической концепции в искусстве в эпоху Проторенессанса положил итальянский живописец Джотто ди Бондоне, чьи герои, являясь библейскими персонажами, уже отличаются от бестелесных образов средневекового искусства. Главным достижением Джотто было совершенно новое ощущение личности, утверждение высоких моральных принципов. Особенно ярко это проявилось в его фреске "Поцелуй Иуды".

· Отцами-родоначальниками искусства Раннего Возрождения, принято считать: в живописи ― Мазаччо, в скульптуре ― Донателло, в архитектуре ― Брунеллески, которые принадлежали к флорентийской школе искусств.

На первом плане в творчестве Мазаччо ― изображение психологии человека, воплощение в традиционных религиозных сценах жизненных гуманистических идеалов. Во фреске "Изгнание из рая" мастер сумел передать не только движение обнаженных фигур Адама и Евы, преследуемых ангелом, но и смятение, страх, охватившие их, когда они покидали Рай. Подобной трактовки религиозной темы европейская живопись еще не знала.

Творчество Донателло относится ко времени окончательного преодоления традиций средне-вековой готики и утверждения нового стиля. Алтарные композиции, рельефы на бронзовых дверях, гробницы, круглая пластика ― нет, пожалуй, области скульптуры, в которую Донателло не внес бы значительного вклада. Он же был первым после Античности скульптором, осмелившимся изобразить обнаженное человеческое тело, изваяв статую юноши-пастушка Давида.

Основоположником архитектурного стиля Раннего Возрождения является Филиппо Брунеллески. Построенный по его проекту, с использованием неординарных инженерных решений, купол Флорентийского собора имел большое общественное и идейно-художественное значение. Доминируя над городской застройкой, он воспринимался как "вздымающийся к небесам" монумент, воздвигнутый во славу города и торжества человеческого разума. Множество других строений, созданных Брунеллески, преобразили облик Флоренции. С его легкой руки в архитектуру вернулись забытые со времен античности формы ― арки, купола, изящные колоннады.

Трое "титанов" Раннего Возрождения были также разработчиками правил прямой перспективы, пришедшей на смену средневековой обратной перспективе и придавшей художественным произведениям реалистичность и глубину передачи пространства.

Таким образом, в период Раннего Возрождения утвердились основные черты ренессансного стиля в искусстве.

Брошенные основоположниками Ренессанса семена принесли богатую жатву ― во второй половине ХV в. набирают силу местные школы в Северной Италии, Умбрии, Венеции.

Промежуточное положение между Ранним и Высоким Ренессансом занимало творчество Сандро Боттичелли, вдохновенно воссоздававшего образы античных мифов. В своих наиболее значительных живописных полотнах "Весна" и "Рождение Венеры" Боттичелли вдохновлялся не только

греческой мифологией, но и произведениями современной поэзии, главной темой которой было явление прекрасной женщины ― воплощения неземной красоты.

Искусство Боттичелли оказало большое воздействие на многих живописцев, неся, в то же время, на себе отпечаток особой индивидуальной неповторимости.

· От искусства предыдущего периода образы Высокого Возрождения отличаются, прежде всего, своей масштабностью. Период Высокого Возрождения длился всего около трех десятилетий ― с конца ХV в. до 30-х годов ХVI в., но по своему культурно-историческому значению, по грандиозности созданных художественных ценностей ему нет равных. Кроме того, в истории не было больше примеров появления в одно и то же время такого числа гениальных художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, Джованни Беллини...

Характерной чертой искусства в тот период является тенденция к синтезу и обобщению ― в произведениях художников главное место занимает собирательный образ идеально прекрасного гармоничного человека, совершенного физически и духовно.

Наиболее ярко и сконцентрировано все ренессансные черты проявились в творчестве величайшего "титана" Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, сама личность которого является символом мощи интеллекта и универсальности.

Искусство и наука, по его мнению, существуют неразрывно ― это две стороны всеобщего процесса познания. Как ученый, Леонардо отличался глубокими познаниями и необычайной всесторонностью. Он изучал анатомию, жизнь животных и растений, механику, астрономию, инженерию, оптику, разработал проект оросительной системы Ломбардии, исследовал явления света и звука, конструировал крепости и города, летательные и подводные аппараты, на столетия опередив время, в которое жил.

Все свои богатейшие познания Леонардо использовал в художественном творчестве, в первую очередь, в живописи, которую он считал " универсальным способом познания мира ". Он во многом усовершенствовал технику масляной живописи, особенных успехов достигнув в изображении перехода от света к тени.

Живописных произведений Леонардо да Винчи сохранилось немного. Одни остались незаконченными, другие уничтожены или повреждены, как знаменитая фреска " Тайная вечеря" в монастыре в Милане. Библейский сюжет, привлекавший художников с давних времен, он передал оригинальным способом с необычайным реализмом. Еще никогда художнику не удавалось вложить в эту сцену столько наблюдений за жизнью человеческой души, как это сделал Леонардо. Однако эксперименты с красками привели к тому, что еще при жизни мастера началось разрушение гениального творения.

Леонардо создал прекраснейшие одухотворенные женские образы. А загадочная улыбка Джоконды (Моны Лизы) и через пятьсот лет все так же волнует миллионы зрителей.

Современник Леонардо Рафаэль Санти прожил короткую, но чрезвычайно плодотворную жизнь, оставив после себя большое число великолепных произведений, множество учеников и последователей. как и другие "титаны" Возрождения, Рафаэль обладал разносторонними талантами. Вслед за другими выдающимися мастерами Ренессанса, он принимал участие в строительстве собора Св. Петра в Риме в качестве архитектора.

Излюбленным сюжетом Рафаэля был образ Мадонны. Его кисть запечатлела самые одухотворенные образы Божьей Матери за всю историю христианства, за что Рафаэля называли " мастером Мадонн ". Самое прославленное произведение Рафаэля ― "Сикстинская мадонна", которая в своей гармонии, в своем величии жертвенности и трагичности явилась своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий художника.

шедевром монументального искусства Рафаэля считаются фрески четырех станц (комнат) Ватиканского дворца. Одна из них ― "Афинская школа" представляет собой галерею ученых и философов Античности. Моделями для некоторых из них послужили художнику его выдающиеся современники.

Исполинская мощь творческого гения Микеланджело Буонарроти выделяет его даже среди величайших художников той эпохи. В разностороннем творчестве Микеланджело, создавшего грандиозные шедеврыв области архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии ренессансный гуманистический идеал находит свое наивысшее воплощение.

Спроектированный и построенный им купол, увенчавший собор Святого Петра в Риме, являет собой воистину уникальный образец инженерной мысли.

Знаменитая статуя Давида работы Микеланджело стала символом патриотизма и героизма граждан его родной Флоренции во время осады французской армией, а скульптурная композиция Пьета [лат. оплакивание ] ― самым прекрасным образом Богоматери, скорбящей над телом мертвого сына.

Особо поражает грандиозный по масштабам и непревзойденный по мастерству ансамбль росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, который художник выполнил самостоятельно, без чьей-либо помощи (и это притом, что сам он считал себя не художником, а скульптором!).

Фрески, украшающие свод, наполнены сюжетами из Библии и содержат более трехсот фигур. А настенная фреска "Страшный суд" по праву считается самым убедительным изображением Божьего Суда над грешным человечеством.

Интересно, что у ног Христа Микеланджело поместил фигуру Святого Варфоломея, держащего в левой руке кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, Микеланджело придал собственные черты, запечатлев невыносимые душевные и физические муки, которые он испытал, создавая свое величайшее творение.

· Трагический настрой творчества выдающихся мастеров Позднего Возрождения Тициана и Тинторетто становится понятным в свете сложной политической судьбы Италии, являвшейся в ХVI веке объектом борьбы между Францией и Испанией.

К этому времени ренессансное искусство уже вырождается в кризисное течение ― маньеризм [от ит. вычурность, манерничанье ], со свойственными ему религиозной экзальтацией, субъективизмом, манерной изощренностью формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: