Возрождение и Реформация

В историю культуры Ренессанса Италия, несомненно, внесла вклад исключительной важности. Но культура Возрождения не осталась достоянием одной лишь Италии, сфера ее распространения охватила многие страны Европы.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Судьбы его лидеров тесно связаны с Реформациейобщественно-политическим и внутри- религиозным движением за реформирование католицизма, принявшим со временем формуборьбы против католической церкви. Поэтому в их творчестве легче обнаружить следы готики, нежели античного стиля. Здесь отсутствует вера в прекрасного гармоничного человека и, наоборот, находят отражение социальные конфликты, трагичность мироощущения.

Наиболее ярко выделяется творчество Иеронима Босха, который поражает своей мистической фантазией и мрачными символами, и Питера Брейгеля Старшего, занимающих почетное место в нидерландском искусстве.

Крупнейшими мастерами Северного Возрождения были немецкие художники Альбрехт Дюрер, напряженно-экспрессивные живописные и графические работы которого пронизаны трагизмом и ожиданием глобальных перемен; Ганс Гольбейн Младший; Лукас Кранах Старший.

С Реформацией связаны крупные перемены в жизни и идеологии католической церкви и всей христианской Европы. Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв.) и представляет собой как бы финал, завершение величайшего прогрессивного переворота из всех, когда-либо пережитых человечеством.

Начавшись еще в ХIV в. с учения английского реформатора Джона Уиклифа, движение Реформации достигло своего пика в деятельности выступившего с протестом против деятельности церкви католического священника Мартина Лютера в Германии и Жана Кальвина в Швейцарии. Результатом этой деятельности стало появление в Европе нового религиозного направления в христианстве ― протестантизма, отказавшегося от противопоставления института духовенства мирянам, упростившего религиозный культ и поставившего перед собой задачу сделать вероучение более доступным для верующих.

Несмотря на очевидные различия, а в чем-то и противоположность взглядов гуманистов и протестантов на человека и Бога, веру и разум, отметим то, что их сближает.

Во-первых, это ― бескомпромиссная, хотя и с разных позиций, критика католической церкви.

Во-вторых, и гуманизм, и Реформация способствовали появлению индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, тем самым, оказав сильнейшее воздействие на развитие всей западной цивилизации.

Таким образом, закономерен вывод о том, что Возрождение и|и| Реформация — это две ветви (с|ветви|ветская и|и| религиозная) новой культуры поднимающегося раннєбуржуазного общества|общества|.

Таким образом, культура Возрождения, начавшись в Италии в ХIII- ХIV веках, достигнув наивысшего расцвета в ХV веке, уже в ХVI столетии стала общеевропейским явлением. А завершилась эта эпоха Реформацией в Германии и других европейских странах, рождением общества нового типа, культура которого получит название культуры Нового Времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: