Особенности европейской культуры XIX века

Культура XIX ст. базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и культура Нового времени в целом, однако целый ряд социально-экономических и политических особенностей этого века оказали существенное влияние на развитие культуры:

· определяющее значение в XIX ст. имели социальные и революционные движения: промышленный переворот в Англии, война за независимость Североамериканских колоний, французские революции;

· бурные политические и социальные процессы способствовали активизации личностной позиции и деятельности людей, что выразилось в развитии свободного предпринимательства, рынка, конкуренции; самоценности индивида и его личной ответственности;

· промышленная революция привела к формированию индустриаль-ного общества, в котором основная часть населения живет в городе и трудится в промышленности, при этом уровень технического оснащения производства очень высок, а труд работающих узко специализирован (требует исполнительской, а не творческой подготовки);

· потребности производства и возросшие потребности общества стимулировали развитие науки и техники, повышение грамотности и ценности образования;

· стремительное развитие техники и технологийспособствовали непрерывному возрастанию темпа жизни и ритма труда, качественному изменению образа жизни, форм общения и интересов людей;

· динамизм культуры привел к еще большему стилевому многообразию;

· техногенные изменения определили особое положение европейской культуры, которая отныне становится для остального мира "маяком", устанавливающим ориентиры, к которым необходимо стремиться.

Все эти изменения породили особое умонастроение ― сциентизм, в основе которого ― вера в неограниченные возможности познания и то, что с помощью науки удастся решить все социальные, экономические, политические проблемы.

Жажда познания, свойственная всему Нового Времени, способствовала в XIX ст. расцвету естествознания. Открытия в различных областях науки оказывали все большее воздействие на развитие ведущих отраслей индустрии, появляется прикладная наука.

XIX век отмечен значительным развитием философской мысли.

Это также время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические общества, открываются музеи, издаются журналы. Закладываются основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения, языкознания, археологии. Интерес к древности подстегнул Египетский поход Наполеона. В Европе начинается настоящий бум "египтомании". Французский ученый Ж.-Ф.Шампольон расшифровал египетские иероглифы, положив начало науке египтологии.

Позже немецкий ученый Генрих Шлиман раскопал легендарную Трою.

Таким образом, если XVIII век называют " веком Разума ", то XIX столетие справедливо назвать " веком Науки ".

· Великие сдвиги, произошедшие в эту эпоху в социальной и политической жизни, философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие художественной культуры Западной Европы.

Ведущее положение среди всех видов творчества в ХIХ в. занимала литература, определявшая не только художественную жизнь, но и морально-нравственную атмосферу в обществе. Литература становится источником знаний и чувственного переживания, воспитателем и средством самопознания, окном в прошлое и мечтой о будущем.

Это поистине " литературная эпоха " явила множество имен выдающихся писателей и поэтов, разнообразные идейные течения, направления. А в России ХIХ столетие называют " Золотым веком " русской литературы.

Одна из самых неординарных фигур в мировой литературе — А.С.Пушкин. Его творческое наследие включает практически все стили и жанры того времени, и в каждом он сумел достичь высочайшего уровня литературного мастерства.

· Европейский классицизм к сер. XIX ст. переродился в академизм, оплотом которого служили академии художеств, ревностно отстаивавшие идеалы высокого "чистого" искусства, догматическое следование установленным художественно-эстетическим канонам Античности и Возрождения, предельная идеализация ― " искусство ради искусства ".

Однако не все разделяли взгляды и вкусы академической элиты. Против холодного консерватизма академического искусства боролись, как представители романтизма, так молодое поколение художников-реалистов.

· Высокий подъем переживает романтизм. Характерный для романтизма интерес к внутреннему миру человека выразился в эмоциональной напряженности художественных произведений, трагичности сюжетов. Так, настоящей сенсацией стало монументальное полотно Т.Жерико "Плот Медузы", изображавшее отчаяние потерпевших кораблекрушение и много дней затерянных в океане людей.

Особой популярностью у художников и писателей-романтиков пользовались фольклорные мотивы, ими были созданы одухотворенные образы былинных и сказочных героев.

Духом романтизма проникнуто творчество композиторов Дж.Верди, Р.Вагнера, Ф.Листа, Ф.Шопена, виртуозного скрипача и композитора Н.Паганини, русских композиторов М.Глинки, П.Чайковского и др.

· При всем разнообразии художественных стилей и течений, полнее и ярче всего идеи этой эпохи воплощены в произведениях реалистического направления. Однако на этом последнем этапе Нового Времени реализм существенно отличается от ренессансного и просветительского. Это ― более зрелая и наиболее жесткая форма реализма, ставившая целью максимально правдивое, критическое (порой безжалостное) отражение реальной жизни, утверждавшая идеи гуманизма и социальной справедливости, видевшая в критике способ преобразования социальной действительности. Это направление в литературе получило название " критический реализм ".

Критический реализм более психологичен, нежели другие направления искусства. Расцвет его связан с именами А.Стендаля, О.Бальзака, Ч.Диккенса, И.Тургенева, А.Чехова, Л.Толстого, А.Некрасова, Ф.Достоевского.

· Изобретение фотографии вызвало серьезный кризис в живописи реализма ― зачем реалистично, детально и длительно рисовать то, что можно сфотографировать?! Ответом становится родившееся во Франции направление — импрессионизм, представители которого вели поиск новых форм художественного выражения, стремились естественно и непредвзято передать свои мимолетные впечатления, запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Происхождение названия течения импрессионизма связано с картиной Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" [фр. impression ― впечатление ].

Не принятая академической общественностью группа молодых художников, в числе которых Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и др. заявили о себе, организовав в 1874 г. собственную выставку "Салон отверженных".

Фиксация случайных эпизодов повседневной жизни, сиюминутных состояний природы и настроения человека; отсутствие четко заданной формы, фрагментарность и ситуативность; "чистые" цвета без светотени и смешения красок; своеобразная техника наложения красок широкими грубоватыми мазками — вот художественные приемы импрессионистов, отличавшие их от других коллег по цеху.

Короткая история импрессионизма (всего 12 лет) оказала огромное влияние на дальнейшее развитие искусства ХХ века.




double arrow
Сейчас читают про: