Культура XIX ст. базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и культура Нового времени в целом, однако целый ряд социально-экономических и политических особенностей этого века оказали существенное влияние на развитие культуры:
· определяющее значение в XIX ст. имели социальные и революционные движения: промышленный переворот в Англии, война за независимость Североамериканских колоний, французские революции;
· бурные политические и социальные процессы способствовали активизации личностной позиции и деятельности людей, что выразилось в развитии свободного предпринимательства, рынка, конкуренции; самоценности индивида и его личной ответственности;
· промышленная революция привела к формированию индустриаль-ного общества, в котором основная часть населения живет в городе и трудится в промышленности, при этом уровень технического оснащения производства очень высок, а труд работающих узко специализирован (требует исполнительской, а не творческой подготовки);
|
|
· потребности производства и возросшие потребности общества стимулировали развитие науки и техники, повышение грамотности и ценности образования;
· стремительное развитие техники и технологийспособствовали непрерывному возрастанию темпа жизни и ритма труда, качественному изменению образа жизни, форм общения и интересов людей;
· динамизм культуры привел к еще большему стилевому многообразию;
· техногенные изменения определили особое положение европейской культуры, которая отныне становится для остального мира "маяком", устанавливающим ориентиры, к которым необходимо стремиться.
Все эти изменения породили особое умонастроение ― сциентизм, в основе которого ― вера в неограниченные возможности познания и то, что с помощью науки удастся решить все социальные, экономические, политические проблемы.
Жажда познания, свойственная всему Нового Времени, способствовала в XIX ст. расцвету естествознания. Открытия в различных областях науки оказывали все большее воздействие на развитие ведущих отраслей индустрии, появляется прикладная наука.
XIX век отмечен значительным развитием философской мысли.
Это также время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические общества, открываются музеи, издаются журналы. Закладываются основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения, языкознания, археологии. Интерес к древности подстегнул Египетский поход Наполеона. В Европе начинается настоящий бум "египтомании". Французский ученый Ж.-Ф.Шампольон расшифровал египетские иероглифы, положив начало науке египтологии.
|
|
Позже немецкий ученый Генрих Шлиман раскопал легендарную Трою.
Таким образом, если XVIII век называют " веком Разума ", то XIX столетие справедливо назвать " веком Науки ".
· Великие сдвиги, произошедшие в эту эпоху в социальной и политической жизни, философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие художественной культуры Западной Европы.
Ведущее положение среди всех видов творчества в ХIХ в. занимала литература, определявшая не только художественную жизнь, но и морально-нравственную атмосферу в обществе. Литература становится источником знаний и чувственного переживания, воспитателем и средством самопознания, окном в прошлое и мечтой о будущем.
Это поистине " литературная эпоха " явила множество имен выдающихся писателей и поэтов, разнообразные идейные течения, направления. А в России ХIХ столетие называют " Золотым веком " русской литературы.
Одна из самых неординарных фигур в мировой литературе — А.С.Пушкин. Его творческое наследие включает практически все стили и жанры того времени, и в каждом он сумел достичь высочайшего уровня литературного мастерства.
· Европейский классицизм к сер. XIX ст. переродился в академизм, оплотом которого служили академии художеств, ревностно отстаивавшие идеалы высокого "чистого" искусства, догматическое следование установленным художественно-эстетическим канонам Античности и Возрождения, предельная идеализация ― " искусство ради искусства ".
Однако не все разделяли взгляды и вкусы академической элиты. Против холодного консерватизма академического искусства боролись, как представители романтизма, так молодое поколение художников-реалистов.
· Высокий подъем переживает романтизм. Характерный для романтизма интерес к внутреннему миру человека выразился в эмоциональной напряженности художественных произведений, трагичности сюжетов. Так, настоящей сенсацией стало монументальное полотно Т.Жерико "Плот Медузы", изображавшее отчаяние потерпевших кораблекрушение и много дней затерянных в океане людей.
Особой популярностью у художников и писателей-романтиков пользовались фольклорные мотивы, ими были созданы одухотворенные образы былинных и сказочных героев.
Духом романтизма проникнуто творчество композиторов Дж.Верди, Р.Вагнера, Ф.Листа, Ф.Шопена, виртуозного скрипача и композитора Н.Паганини, русских композиторов М.Глинки, П.Чайковского и др.
· При всем разнообразии художественных стилей и течений, полнее и ярче всего идеи этой эпохи воплощены в произведениях реалистического направления. Однако на этом последнем этапе Нового Времени реализм существенно отличается от ренессансного и просветительского. Это ― более зрелая и наиболее жесткая форма реализма, ставившая целью максимально правдивое, критическое (порой безжалостное) отражение реальной жизни, утверждавшая идеи гуманизма и социальной справедливости, видевшая в критике способ преобразования социальной действительности. Это направление в литературе получило название " критический реализм ".
Критический реализм более психологичен, нежели другие направления искусства. Расцвет его связан с именами А.Стендаля, О.Бальзака, Ч.Диккенса, И.Тургенева, А.Чехова, Л.Толстого, А.Некрасова, Ф.Достоевского.
· Изобретение фотографии вызвало серьезный кризис в живописи реализма ― зачем реалистично, детально и длительно рисовать то, что можно сфотографировать?! Ответом становится родившееся во Франции направление — импрессионизм, представители которого вели поиск новых форм художественного выражения, стремились естественно и непредвзято передать свои мимолетные впечатления, запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
|
|
Происхождение названия течения импрессионизма связано с картиной Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" [фр. impression ― впечатление ].
Не принятая академической общественностью группа молодых художников, в числе которых Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и др. заявили о себе, организовав в 1874 г. собственную выставку "Салон отверженных".
Фиксация случайных эпизодов повседневной жизни, сиюминутных состояний природы и настроения человека; отсутствие четко заданной формы, фрагментарность и ситуативность; "чистые" цвета без светотени и смешения красок; своеобразная техника наложения красок широкими грубоватыми мазками — вот художественные приемы импрессионистов, отличавшие их от других коллег по цеху.
Короткая история импрессионизма (всего 12 лет) оказала огромное влияние на дальнейшее развитие искусства ХХ века.