Культура на рубеже XIX-ХХ столетий

Конец XIX - первые два десятилетия ХХ столетия ознаменованы столь бурными и значительными изменениями, что мир становился иным буквально на глазах. По сути, только по прошествии этого времени можно говорить о начале нового этапа (типа) мировой культуры ― Новейшей культуры.

Чем же характеризуется этот последний этап культуры Нового Времени?

· Качественное изменение производственной деятельности, стремительное развитие науки, техники и технологий, образования;

· изобретение электричества, средств связи (телеграфа, телефона), железной дороги, парового двигателя, автомобиля, радио, фотографии стали причиной перестройки предметного мира, появления новых потребностей и ценностей, нарастаниятемпа жизни;

· новые средства передвижения и коммуникаций значительно изменили представление о пространстве и времени, сделали мир более доступным и единым; это время отмечено сближением культур: Всемирные выставки в Париже, "Русские сезоны" в Европе, научные контакты и т.п.;

· достижения в области техники и технологий способствовали появлению новых сфер культуры и видов искусства: промышленного дизайна, художественной фотографии, кино, конструктивизма в архитектуре и пр.;

· господство крупных монополий и возрастание роли государства в управлении социально-экономическими процессами привело к существенному ограничению свобод ― экономической, политической, социальной (наверное, этим в большой мере объясняется неудержимое стремление к свободе творчества и самовыражения, присущее этой переходной эпохе);

· кризис гуманизма, изменение взгляда на цивилизацию, которая начинает рассматриваться как нечто враждебное культуре.

· Повышенный интерес к истории и культуре прошлого нашел свое воплощение в архитектуре и градостроительстве утверждением историзма или эклектики, отличающейся отсутствием стилевого единства, заимствованием и комбинированием элементов художественных стилей предыдущих эпох.

· К концу столетия в архитектуре, изобразительном идекоративно-прикладном искусствев противовес эклектике формируется новый стиль ― модерн, для которого характерны подчеркнуто необычные, порой фантастические декоративные формы, отказ от прямых углов и линий в пользу текучих изогнутых линий, свободная планировка и использование новых строительных и отделочных материалов. Часто художники модерна брали за основу своих орнаментов и декоративных элементов формы вьющихся растений, сталактитов, уподобляя рукотворную форму природной и наоборот.

Отличительной чертой модерна является стремление эстетизировать все сферы жизни и деятельности человека.

В разных странах этот стиль называется по-разному: во Франции ― Ар-нуво, в Австрии ― сецессион, в Англии ― модерн и пр.

Какие бы формы не обретал модерн, он всегда тяготел к классике, как эстетическому эталону, и стал последним всеобъемлющим стилем, в котором все предметы, окружавшие человека, составляли целостное эстетическое пространство.

Блистательным примером модерна являются работы испанского зодчего А.Гауди, чешского художника А.Мухи, представителей русского " Серебряного века " архитектора Ф.Шехтеля, художников А.Бенуа, М.Врубеля.

· В 1895 г., в "Гранд кафе" на Бульваре Капуцинов в Париже прошел первый кинопоказ братьев Люмьер. То, что было придумано, как новомодное развлечение, аттракцион, способный привлекать многочисленных зрителей и приносить существенную прибыль, оказалось рождением нового вида искусства ― кинематографа.

По сути, братья Люмьер положили начало документальному кино. Они снимали на пленку короткие (по 40-50 секунд) репортажи о будничной жизни. Ошеломляющий эффект произвел ролик " Прибытие поезда на станцию Ля Сиота ". Крошечная пульсирующая точка в глубине экрана стремительно разрасталась до размеров локомотива, неотвратимо надвигающегося на публику, которая впадала в панику из-за ощущения неминуемой катастрофы.

Это был триумф!

Спустя 10 лет началась эра игрового или художественного кино, в котором сюжетная основа (литературный сценарий) сочеталась с режиссерской постановкой сцен и актерской игрой. Таким образом, кино стало следующим после театра масштабным синтетическим видом искусства.

Подводя итоги, следует заметить, что расширение свободы творчества и самовыражения в XIX столетии обусловили небывалый динамизм культуры, дало могучий толчок разнообразным творческим исканиям ХХ столетия во всех сферах культуры: науке, искусстве, технике, образовании. Но это уже другая эпоха ― бурная, противоречивая, во многом трагическая Новейшая культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: